Дефицит и кадровый голод: тюменские аграрии столкнутся с новыми рисками
В 2022 году аграрии Тюменской области собрали рекордные урожаи зерна и овощей. Тем не менее аграрный сектор не только региона, но и всей страны в целом столкнулся со множеством проблем, которые пришлось решать фермерам. О том, какие риски могут быть у аграриев в 2023 году, РБК Тюмень рассказали эксперты отрасли.
Сельхозтехника
По словам собственника одного из крупнейших сельхозпредприятий ПХ «Лазаревское» Кристины Романовской, санкции со стороны западных стран и их союзников создают риски для сельхозмашиностроения.
«Если 2022 год мы отработали по накатанной и действовали на основе ранее налаженных связей, имеющегося парка техники и запаса запчастей, то в 2023 году я вижу большие риски в том, что некоторые комбайны могут просто не выйти в поле. А в сельском хозяйстве день год кормит — такой простой может быть критичным для бизнеса», — отмечает Кристина Романовская.
В тюменском агрохолдинге «АРСИБ АГРО» нашли способ, как минимизировать этот риск, но согласились, что санкции доставили проблем для ремонта сельхозтехники.
«В свое время нас снабдили импортной техникой, и в период посевной или уборочной кампании она работает на износ, и для нее нужны запчасти, а они импортных компаний, которые перестали их поставлять. Приходится по параллельному импорту через дружественные страны завозить. Здесь важно планирование», — рассказал генеральный директор «АРСИБ АГРО» Александр Надеин.
Сейчас, по его словам, некоторые детали нельзя экстренно купить и, как ранее, доставить самолетом за 2-3 суток: ожидание запчасти может затянуться на недели.
«Мы перестроились на отечественную ростсельмашевскую и белорусскую технику. Нам стало проще иметь отечественную технику в плане поставки запчастей. Не многие могут так быстро перестроиться, как мы», — отмечает аграрий.
Семена и удобрения
По словам Александра Надеина, важной составляющей урожайности является наличие доступных удобрений. И от их цены не в последнюю очередь зависит цена конечной продукции сельского хозяйства.
«Если уметь работать с удобрениями и четко выдерживать технологию, урожай будет в любом случае, несмотря на погоду», — отметил глава агрохолдинга.
Кроме этого, санкции сказались и на зерновых культурах.
«Семена у нас были импортные, мы уже привыкли к их качеству, гарантированному результату урожайности. И если кто-то не смог в 2022 году запастись необходимыми объемами, то, скорее всего, в 2023 году они будут сеять отечественные семена, что скажется и на конечном результате — качестве финального продукта», — говорит Кристина Романовская.
В Тюменской области, по словам Александра Надеина, достаточно предприятий, заготавливающих семена только для посева.
«Есть такие семена, которые используются в животноводстве, например, кукуруза, есть определенные импортные сорта, но можно и без них обойтись, у нас всего хватает, проблем в этом нет», — говорит Надеин.
Отсутствие кадров
Еще один важный фактор, который заявляет о себе в последнее время, — это отсутствие квалифицированных кадров. Александр Надеин отметил, что престиж профессии за долгие годы урбанизации в России был подорван, при том что сейчас агрохолдинги предлагают неплохую зарплату.
«Люди не идут потому, что со школы родители им прививают нежелание работать в сельском хозяйстве, и считают перспективной жизнь в мегаполисах — Санкт-Петербурге, Москве», — говорит Надеин.
Также он отметил, что во время агротура «АПК — драйвер Сибири» организованного РБК Тюмень, осенью 2022 года, проректор по учебной и воспитательной работе Аграрного университета Северного Зауралья Анатолий Игловиков сообщил, что в вузе остались невостребованными бюджетные места по направлениям: «Зоотехния», «Технология переработки», «Агрономия», «Агрохимия», «Водные биоресурсы и аквакультура». Это те сферы, которые отвечают за производство продуктов питания, но они являются непривлекательными для абитуриентов.
«Нам нужны зоотехники и ветврачи. Есть проблема в кадрах, нужна государственная поддержка и стимуляция», — считает Александр Надеин.
В условиях отсутствия молодых кадров государство вводит все больше систем учета, которые работают в цифровом формате.
«Я думаю, что это станет проблемой для многих хозяйств в следующем году, особенно после введения системы «Хорриот». Знаю, что многие предприятия находятся пока в шоке и не знают, как выполнить данное предписание, а результата от нас ждут уже в этом году. Здесь надеемся только на помощь государства, чтобы сельхозпроизводители справились с задачами, которые спускаются нам сверху», — отметила Кристина Романовская.
Погода и урожайность
На урожайность 2022 года значительно повлияла погода. Но это самый непредсказуемый фактор риска.
«Здесь стоит отметить, что обильные дожди этого года с одной стороны положительно отразились на объеме урожая, но с другой — отрицательно на качестве самих зерновых. Если обычно — например, в прошлом году — на нашем предприятии мы в большей степени получали пшеницу 3 и 2 класса, то в этом году при высоком урожае получили в основном фуражное зерно, а пшеница высшего 3 класса была в дефиците», — рассказала Кристина Романовская.
По словам Александра Надеина, в этих условиях важно диверсифицировать свои активы. Так, земельные участки холдинга расположены в разных районах Тюменской области, и если лето будет дождливым или сухим, урожай будет лучше в том или другом районе.
Для получения прибыли, как отмечает эксперт, нужно получить как минимум 20 центнеров с гектара. В 2022 году «АРСИБ АГРО» получил в среднем 40 центнеров с 1 га.
«Да, прошлый год был урожайным, но и этот, судя по осадкам, тоже должен быть хорошим. Влаги будет достаточно — зима снежная. Другое дело — какой будет весна. Если она будет очень жаркая, это тоже не очень хорошо, снег растает, не успев впитаться в землю», — отмечает Александр Надеин.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень Читайте РБК Тюмень в Яндекс.Новостях