Тюмень, 16 сен 2015, 16:15

Главный редактор РБК раскрыл тюменским студентам секреты журналистики

Роман Баданин рассказал, что в стране пока не существует журналистики как профессии, объяснил, почему на Западе не зазорно работать корреспондентом и в 50 лет, и назвал чушью высокую зарплату московских «акул пера»
Читать в полной версии

Сегодня послушать лекцию главного редактора информационного агентства РБК Романа Баданина, который приехал в Тюмень на несколько дней, пришли около сотни студентов (практикующих и начинающих журналистов), руководители и преподаватели института филологии и журналистики Тюменского госуниверситета, корреспонденты региональным СМИ. Кроме того был организован телемост с филиалом ТюмГУ в Тобольске, который собрал еще сотню студентов. Г-н Баданин отметил, что впервые участвует в телемосте и поблагодарил за теплый прием. «Когда я готовился к поездке в Тюмень, ко мне от медиашколы вуза пришел вопрос: «что нужно сделать региональному журналисту, чтобы стать главным редактором столичного, федерального издания?». Вы знаете, ответа на этот вопрос нет. Журналистика и профессия журналист - это не компьютерная игра, где если ты прошел все уровни правильно, то получишь результат. Здесь все не так», - заявил Роман Баданин.

Он рассказал, как в 2000-х годах побывал на встрече американского президента с собственным пулом корреспондентов. «И вы знаете, средний возраст западных журналистов там достигает 40-50 лет, у нас же корры в пуле Владимира Путина - это люди от 20 до 35 лет. Из этого я сделал один вывод: на западе журналистика сформирована как профессия, там не зазорно в 50 лет работать корреспондентом – «микрофоном с ножками». Московская редакция расследований Bloomberg - это 50-летние профессионалы. У нас же считается, если в 30 ты не возглавил агентство или газеты, то и карьера не сложилась», - сказал Роман Баданин. Редактор РБК рассказал начинающим, что нужно в России, чтобы журналистика стала полноценной профессией. Во-первых, у журналистов всей страны должны быть одни стандарты. «Это некий профбазис- принципы честности, не менее двух источников информации и так далее. Если эти стандарты одни, ты можешь работать последовательно, на одном месте, развиваясь. Но все ли журналисты в масштабах страны одинаково честно доказывают факты, независимы от каких-либо влияний, пишут более менее одинаково хорошо? Мой ответ – нет», - заявил он.

Во-вторых, уровень оплаты труда должен быть таким, чтобы и в 50 лет «микрофон с ножками» мог прокормить семью, съездить в отпуск, купить машину. «И этого у нас нет. Среди московских журналистов, работающих, на мой взгляд, в качественных и честных медиа, есть две категории специалистов: молодые, работающие за копейки, и возрастные, но уже редакторы и работающие за небольшие в общем-то деньги. То, что журналисты в столице получают много - чушь собачья, - заявил Баданин.

Он рассказал, что средняя зарплата в объединенной редакции РБК - 65-70 тыс. рублей. «Конечно, есть спецкорры, получающие 100 и более тысяч рублей. Кто в Москве готов работать за 50 тысяч? Молодые, закончившие вуз, с горящими глазами, на идее и порыве. Некоторые из них становятся потом редакторами, но большая часть к тридцати годам вымывается в PR, науку, за границу, в другие профессии. Благосостояние - важная часть. При этом зарплата иностранных журналистов, работающих в Москве, конкурирует с зарплатой менеджеров крупных компаний в других отраслях - 400-500 тысяч в месяц», - отметил главный редактор РБК. В-третьих, необходим сформировавшийся рынок, где медиа могут честно жить за свой счет, и зарабатывать, например, на рекламе. В России, к сожалению, пока нет масштабного рынка с такими игроками. «Когда летел к вам, пролистал все газеты в самолете. Не поверите, в «Известиях» нет ни одного рекламного объявления. За счет чего живет издание, как зарабатывает деньги?», - задал риторический вопрос редактор. И, наконец, в-четвертых, в обществе должно быть адекватное восприятие журналистики как профессии.

Студенты поинтересовались, как попасть на работу в РБК. Роман Баданин ответил, что для этого нужно желание работать «за недорого, честно и много». «Сложная задача. При этом, по моему убеждению, не нужно иметь каких-то специальных знаний по нефтянке или экономике, все это придет с опытом», - уточнил он. В объединенной редакции РБК работают 200 журналистов, которые делают четыре продукта: сайт, который посещают 2 млн читателей ежедневно, газету, журнал и телепрограммы. «Закрытых тем у нас нет. Они появятся одновременно с «закрытием» меня, -рассказал редактор. - Сегодня наблюдается колоссальный спрос у граждан на информацию. Мне кажется в любую тему можно ткнуть палкой и вырастет дерево. Это просто интересно. Журналистика - это умение работать с самоотдачей. Не бояться, не стесняться, не манкировать работой, идти «в поля» и говорить с людьми. Когда это получается, приходит нечеловеческий кайф. И я желаю вам это чувство обязательно испытать», - резюмировал редактор федерального СМИ.

Pro
Эпоха человекоподобных роботов ближе, чем кажется. Вот доказательства
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства