Тюмень, 19 апр 2023, 09:49

Иллюзия успеха: в Тюмени растет стоимость онлайн-курсов и марафонов

Эксперты рассказали о причинах роста популярности такого бизнеса
Читать в полной версии
(Фото: Размик Закарян / РИА URA.RU)

В эпоху цифровизации традиционные методы обучения вытесняются набирающими сейчас популярность онлайн-курсами. Растет не только спрос на них, но и их стоимость. О том, как отличить качественный продукт от инфоцыганства и на что ориентироваться при выборе, РБК Тюмень рассказали эксперты.

По словам руководителя партнерской сети «Адмитад Россия» Екатерины Бибик, темпы роста рынка онлайн-образования в 2022 году существенно сократились. По данным сети «Адмитад», прирост по числу покупок курсов в прошлом году составил лишь несколько процентов. В первом квартале 2023 года также произошло небольшое снижение год к году.

«Но важно помнить, что в первые месяцы 2022 года еще не было значимых изменений в потреблении пользователей, которые пришли вместе с началом геополитических и экономических перемен. Если сравнивать число покупок онлайн-курсов в первом квартале 2023 г. со средним поквартальным числом покупок в 2022 г., то мы увидим, что спрос держится на их уровне. Можно предположить, что в 2023 году мы увидим небольшой, но все-таки рост относительно прошлого года», — пояснила Екатерина Бибик.

По словам Екатерины Бибик, в 2022 году средняя стоимость приобретаемого курса снизилась с 6050 рублей до 5500 рублей, однако в первом квартале 2023 года выросла до 6400 рублей. Наиболее популярны курсы дополнительного профессионального образования, детское образование и программы в сфере ИТ и программирования.
Прибыльный бизнес

Инфобизнес — понятие довольно обширное. Традиционно к нему относят все виды образовательных либо же консультационных услуг, имеющие большие обороты. По подсчетам платформы GetCourse, только в 2021 году он составил более 17 млрд рублей.

PR-директор Национальной Музыкальной Корпорации Юлия Матвеева рассказала РБК Тюмень, почему люди снова и снова попадают на крючок «успешного успеха». По ее словам, онлайн-курсы оказались очень прибыльными. Дело в том, что создатель курсов не привязан к какому-либо месту, он не расходует средства на аренду помещений, а значит, происходит многократное сокращение затрат: деньги коучи тратят только на оплату платформы, где размещаются курсы. При этом некоторые из них сокращают расходы максимально, делая запуски на бесплатной площадке — в телеграмм. Хотя в онлайн-образовании средний чек может быть ниже, но при этом коуч покрывает потери количеством пришедших людей.

«Кроме онлайн-курсов, в регионах — в той же Тюмени — сомнительные образовательные программы, тренинги проходят в офлайн-формате. Участие в них практически всегда бесплатное. Ведут такие мероприятия коучи, позиционирующие себя в качестве твердых экспертов. Их первостепенная задача — найти тех, кому можно будет продать персональное наставничество», — отметила Юлия Матвеева.

Фото: Владимир Андреев / РИА URA.RU

Причины популярности

Аполлинария Вязовецкая, блогер в TikTok, эксперт по Reels, отмечает: популярность онлайн-обучения обусловлена несколькими факторами.

«Во-первых, мобильность. Люди из любого уголка планеты могут повышать уровень своей квалификации и при этом не тратить время на дорогу. Во-вторых, онлайн курсы — это обучение какой-либо профессии за короткий срок. В-третьих, практически все онлайн-курсы обещают трудоустройство после обучения. Это прекрасный маркетинговый кликбейт, на который многие ведутся. Однако стоит понимать, что получают работу после прохождения курсов далеко не все», — отмечает Аполлинария Вязовецкая.

По словам эксперта, сейчас конкуренция в создании онлайн-курсов выросла в несколько раз, а потребитель стал более избирательным в своих тратах, именно поэтому люди стали выбирать более качественное образование

«Как блогер отмечу, что еще пару лет назад люди покупали онлайн-курсы у своих кумиров просто для того, чтобы «прикоснуться» к нему, стать ближе. Сейчас же людям важно знать с помощью каких инструментов их кумир достиг такого успеха», — рассказала Аполлинария Вязовецкая.

Разный подход к онлайн-образованию

Само онлайн-обучение не имеет негативной окраски. Она появляется только в ситуации, когда преподавательскую деятельность осуществляет человек без реального опыта, который никогда не работал в продвигаемой нише.

«Большей популярностью у инфоцыган пользуется бизнес-тематика и “запуски на миллион”. Сюда же можно отнести личный брендинг, духовные практики, биохакинг. На сегодняшний день распространены истории, когда коучи, которые преподносят себя как наставники миллионеров, фактически не имеют сопутствующего образования. Они абсолютно не понимают, что делают. Просто посмотрев несколько аналогичных лекций таких же спорных экспертов, они решают, что смогут зарабатывать идентичным образом. Больше всего настораживают блогеры, которые в один прекрасный момент становятся психологами, нутрициологами, коучами. Мало того, что их деятельность не принесет пользы ученикам, так она еще может быть и опасной для них», — отмечает Юлия Матвеева.

При этом, по ее словам, в сфере онлайн-образования есть достойные продукты и квалифицированные эксперты. В отличие от сомнительных преподавателей они предоставляют действительно важную информацию и дают гарантию результата.

«Важно четко разграничить инфоцыганство и действительно качественные онлайн-курсы. Главная разница между ними (кроме содержательной стороны вопроса) заключается в способе продвижения. Если мы говорим про твердых экспертов, которые обладают реальными знаниями, у них есть своя аудитория и они не занимаются жесткой продажей. В целом их материал и подача построены на разборе собственных кейсов», — пояснила Юлия Матвеева.

Почему доверяют экспертам

Существует множество причин, почему люди доверяют обучающим курсам и коучам. В их числе — авторитетность и опыт эксперта, доступность и практичность, настраиваемость под потребности конкретной аудитории.

Но все это относится исключительно к качественным онлайн-продуктам. «Цыганские» же курсы покупают по иным причинам.

«Цыганские онлайн-курсы и проекты разнообразны, но практически в каждый встроены не экологичные психологические инструменты. Быстрый результат без труда, волшебная таблетка от всех проблем, золотая рыбка — это все про желание иметь результат, не совершая действий и не неся ответственности. Повышение собственной значимости: на таких проектах человека восхваляют, преувеличивая его реальные заслуги. Плюс выход из дня сурка: отвлечься от рутины, помечтать, почувствовать себя тем, у кого легко получается все», — пояснила психолог Наталья Безгина.

Также притягательность сомнительных продуктов обусловлена их невысокой стоимостью.В большинстве своем речь идет о небольших суммах, с которыми легче расстаться на эмоциональной волне.

Также, по словам Юлии Матвеевой, инфоцыгане предлагают аудитории приобрести различные пакеты, начиная от полупустых эконом-вариантов заканчивая VIP с личным сопровождением эксперта. Кроме того, стоимость того или иного курса возрастает кратно призам, которые разыгрываются в процессе обучения. Многие коучи подстегивают аудиторию ценовыми ограничениями: купи в течение 24 часов, потом будет дороже.

Инфобизнес, как отмечают эксперты, активно процветает в регионах. Среднестатистический доход там ниже, чем в той же Москве или Санкт-Петербурге. Следовательно, жители регионов на психологические крючки реагируют намного охотнее. При этом создатели всех крупных марафонов в большинстве своем базируются в столице. Демонстрируя мнимое богатство, они сначала заставляют людей с меньшим достатком следить за ними. А потом продают им курс по «успешному успеху».

Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень  Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях

Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам