Авторынок, 20 ноя 2023, 05:15

Как рост ключевой ставки отразится на автокредитах

По словам экспертов, банки могут ужесточить критерии выдачи автокредитов
Читать в полной версии
(Фото: Денис Моргунов / РИА URA.RU)

27 октября Центральный Банк (ЦБ) повысил ключевую ставку (КС) с 13 до 15%. По словам экспертов, это отразится на стоимости автокредитов, что приведет к уменьшению доступности авто. О том, как могут вырасти ставки и условия кредитования, РБК Тюмень рассказали финансисты и представители отрасли.

Ольга Платонова, руководитель подразделений кредитования и страхования автомобильного маркетплейса FRESH, пояснила, что до повышения ключевой ставки до 15% спрос тюменцев на авто рос на протяжении всего года.

«За первое полугодие 2023 г. жители региона взяли автокредитов на общую сумму 5,9 млрд руб., что почти на 80% выше показателя аналогичного периода прошлого года», — пояснила эксперт.

В октябре россияне взяли на 17% больше автокредитов, чем в сентябре 2023 года, сумма которых на 14% превысила показатель первого месяца осени.

«Прежде всего, автокредит взяли те потребители, кто планировать приобрести автомобиль с помощью заемных средств, и повышение ключевой ставки ЦБ стало катализатором принятия решения», — отметила Ольга Платонова.

Однако решение Центробанка о повышении ключевой ставки до 15% негативно отразится на размерах потребительских банковских продуктов — ипотеке, традиционного и автокредита. В пресс-служба ГК «АвтоСпецЦентр» отметили, что после повышения КС банки пересмотрят условия кредитования.

«К концу 2023 года ставка по автокредитам может увеличиться до 24%, но пока она остается на уровне 18-21%. В августе-сентябре средняя сумма кредита на авто составила 1,5 млн руб., что на 3% больше, чем в июле. Россияне не отказываются от кредитов даже на фоне падения курса рубля и увеличения стоимости автомобилей, а наибольшим спросом на рынке продолжают пользоваться китайские авто», — отметили в «АвтоСпецЦентр».

Кырлан Марчел, старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета, отмечает, что банки, помимо увеличения кредитных ставок, могут ужесточить критерии выдачи кредитов.

«Многие потребители, особенно с низким кредитным рейтингом, могут столкнуться с затруднениями в получении кредита или с более высокими требованиями к документам и срокам погашения», — отмечает эксперт.

По мнению доцента кафедры таможенного администрирования РАНХиГС Санкт-Петербург, Дарьи Щербаковой, покупка авто в кредит в ближайшей перспективе — это не самое лучшее вложение средств, а авторынок ждет временное охлаждение.

«Ставка для того и поднята, чтобы остановить растущий спрос, разгоняющий инфляцию на товарном рынке. Сейчас выгодно отнести деньги в банк на срочный вклад на 3-6 месяцев. С укреплением рубля стоимость ввозимых автомобилей несколько скорректируется. В новом году будут произведены новые автомобили, а старые, будут, с ничтожной долей вероятности, продаваться со скидкой. Совокупность этих факторов охладит авторынок на ближайшую краткосрочную перспективу».

Финансист Виталий Китайчук согласен, что высокие проценты могут сделать кредиты менее доступными и снизить интерес к приобретению автомобиля в кредит. Однако реальная ситуация, по его словам, может оказаться более сложной.

«Важно учитывать множество факторов, включая экономическую стабильность, уровень доходов населения и общий спрос на автомобили. Например, если экономика страны продолжит показывать положительные тенденции и уровень заработной платы останется стабильным, потребители могут продолжать интересоваться покупкой автомобилей. Кроме того, современные банки активно разрабатывают различные кредитные программы и предоставляют гибкие условия для клиентов. Также стоит обратить внимание на то, что спрос на рынке автомобилей в значительной степени зависит от наличия новых моделей и их характеристик. Если производители будут предлагать инновационные и привлекательные автомобили, это может поддерживать интерес покупателей, несмотря на повышение процентных ставок», — отмечает Виталий Китайчук.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые