В Тюмени осенью вырастут цены на такси
С 1 сентября 2024 года в сфере такси станет обязательным страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами — полис ОСГОП. На этом фоне возникло мнение, что без полиса нельзя будет получить разрешение на работу, а из-за этого возникнет большой отток таксистов и вырастут цены. Как пояснили РБК Тюмень представители отрасли, осенью цены действительно вырастут, но не только из-за нового требования к перевозчикам. Кроме того, страховка вряд ли оттолкнет от работы большое количество водителей.
Что изменится 1 сентября
«Мы не видим причин, что 1 сентября в отрасли легкового такси будет коллапс. Те перевозчики, которые уже имеют разрешение на осуществление деятельности по перевозке легкового такси, должны предъявить документы о страховании гражданской ответственности в региональный контролирующий орган до конца октября», — рассказала председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Уполномоченным органом в регионе, который предоставляет государственные услуги регистрации в сфере такси, является Главное управление строительства (ГУС) Тюменской области. Там пояснили, что новый вид страхования обязателен для общественного транспорта, а теперь полис ОСГОП станет обязательным и для перевозчиков такси, причем приобрести его нужно будет на каждую машину.
Тем, кто получил разрешение до 1 сентября 2024 года, дается два месяца, чтобы такой полис приобрести и уведомить уполномоченный орган в сфере такси. Если эту обязанность не выполнить, разрешение будет приостановлено на месяц. Если и после этого полис ОСГОП будет отсутствовать, разрешение будет аннулировано — работать в такси будет нельзя.
«Кто будет получать разрешения после 1 сентября 2024 года, приобрести полис ОСГОП нужно сразу после получения разрешения и уведомить об этом уполномоченный орган. Сейчас мы работаем над сервисом, который позволит направлять такие уведомления дистанционно», — рассказали РБК Тюмень в ГУСе.
Как отметил тюменский таксист Рустам Баженов в разговоре с изданием «Наш город», слухи о том, что из-за нововведений водители массово не выйдут на работу, имеют мало общего с реальностью. В пользу водителей играет срок в 60 дней, данный для оформления полиса. К тому же есть среди водителей и любители рискнуть.
«У нас некоторые катаются без страховки до первых штрафов. Поэтому на полгода процесс массового страхования растянется. Но что-то я не слышал, чтобы водители из-за оформления документа на 3-4 тысячи решили сменить профессию», — цитирует водителя издание.
Недовольство таксистов
В Общественном Совете по развитию такси негативно оценили введение ОСГОП, указав на несправедливое ценообразование.
«При разработке законопроекта о ОСГОП законодатели не учли, что аварийность в такси с пострадавшими и погибшими крайне мала: например, в случаях грузовых перевозок или общественного транспорта аналогичные показатели выше. Также у профессионального сообщества такси есть вопросы к методике расчета стоимости полиса ОСГОП — некоторые страховые компании уже сообщили, что полис будет стоить 3,5 тыс. руб. при том, что ЦБ РФ озвучил минимальную планку в 1,3 тыс. руб. Как рассчитывается итоговая стоимость и почему она не минимальная, страховщиками не раскрывается», — отметила Ирина Зарипова.
Она напомнила, что годом ранее таксисты столкнулись с дискриминацией со стороны страховых компаний — полисы ОСАГО либо были недоступны, либо их стоимость была завышена.
В пресс-службе сервиса такси «Максим» еще жестче описали ситуацию и заявили о том, что механизм работы ОСГОП очень сырой и не апробирован, а стоимость его вместе с полисом ОСАГО равна месячной зарплате водителя.
«Только за страховые продукты водитель должен заплатить около 36 тысяч рублей. Во многих регионах это заработок среднего самозанятого водителя такси в месяц — за вычетом расходов на оказание услуги, амортизации, ежегодного отпуска (расчет по среднему чеку 250 рублей, 16 заказов за 8 часов, 22 рабочих дня)», — отметили в сервисе.
Более того, для покупки ОСГОП водители должны предъявить разрешение на деятельность такси. По оценке «Максим», за 11 месяцев действия закона о такси в стране только 21 тысяча из 2,5 миллиона водителей получили разрешение на деятельность такси.
Впрочем, по данным ГУС Тюменской области, в регионе в реестр легковых такси внесен 5741 автомобиль. Перевозки по разрешениям осуществляет 631 перевозчик, из них больше половины — 345 (55%) являются индивидуальными предпринимателями, 235 — самозанятые (37%) и 51 (8%) юридические лица.
Цены вырастут
Что касается цен, то, по мнению Ирины Зариповой, все издержки и расходы таксистов отразятся на стоимости. Но, как отмечает экономист Ирина Меняйлова, многие факторы критично не отразились на ценообразовании осенью 2023 года, а потому и в сентябре 2024 года цены вырастут, но по иным причинам.
«В сентябре всегда подскакивают цены на перевозки на фоне роста спроса. Студенты снова ездят в университеты, дети в школы, на кружки и так далее. А обязанность оформления полиса существенно на ценах не скажется, это не такая существенная сумма», — рассказал специалист изданию «Наш город».
По ее оценке, стоимость увеличится на 10-15%, и затраты на ОСГОП в этом росте не самые главные. Годом ранее отмечалось, что главными факторами стали рост стоимости топлива, расходных материалов и рост техобслуживания.