Недвижимость Тюмени, 22 мар 2023, 14:58

Без базара: почему Тюмень избавляется от рынков и кому это выгодно

Новости о близящемся закрытии «Червишевского» рынка и рынка «На Минской» разделили тюменцев на два лагеря: за и против
Читать в полной версии
Фото: Яндекс.Карты

Новости о закрытии рынков — «Червишевского», «Тюменского» и «На Минской» — запустили дискуссию о судьбе формата. Часть жителей и экспертов считают, что он изжил себя еще в 90 годах, и на месте торговых рядов должна появиться достойная большого города среда. Часть полагает, что у рынков все же есть перспективы. Но при одном условии — превращении их в пространства качественно иного уровня

Предстоящий снос рынков разделил тюменцев на два лагеря. Одни считают, что давно пора. Другие – особенно пенсионеры из соседних к ним домов — против.

За «Червишевский» рынок взялся девелопер Newton. Стройка должна начаться во втором квартале текущего года. На месте видавшего виды ангара компания намерена возвести жилой квартал. 

«Червишевский» родом из 90-х. Открыт в 1995-96 годах. В 2014 г. его уже пытались осовременить и перестроить. Но дальше планов дело не пошло.

Под снос собственники намерены отправить и рынок «Тюменский» на Мельникайте. Рядом с ним должен появиться крупный ТРЦ.

Еще один кандидат на переустройство — рынок «На Минской». Этот объект уже закрывали в недавнем прошлом на фоне проблем с пожарной безопасностью. Приезжавшие опечатывать объект приставы наделали тогда много шума. Но тогда в очередной раз стало ясно: рынок либо найдет инвесторов, либо уступит место новому строительству. Судя по всему, развитие этой территории пойдет по второму варианту. На месте откровенно устаревшего рынка в скором будущем может появиться современный жилой квартал со скверами и объектами социальной инфраструктуры.

Гудбай, 90-е

Отказ от потерявших актуальность антуражей прошлого будет продолжаться — факт. Это федеральный тренд. От наследия 90-х сегодня избавляются многие российские города.

Глобально — этому есть три причины. Первая — прогресс. Сначала он привел к появлению качественных торговых центров, которые в ряде городов (особенно сибирских) стали альтернативой общественных пространств. Затем — к развитию маркетплейсов, готовых доставить фактически любой товар. Для большинства этого достаточно.

Илья Курбатов, руководитель направления благоустройства архитектурно брендинговой компании Devision: «Тенденция на изменения общая: центральные площадки в городах уплотняются. На место морально устаревших бизнесов, будь то рынок или предприятие, приходит новая застройка. Как правило, жилая. Если посмотреть в историю Тюмени, также можно сказать, что на месте предприятий и заводов (АТЭ / Строймаш / Речной порт) теперь стоят жилые комплексы. Уплотнение центров - абсолютно правильное решение».

Вторая причина — экономическая. «Рынки — это мост между капитализмом в прошлом, теневой экономикой коммунистического периода и капитализмом нынешним», — пишут венгерские ученые Сик и Уоллес в своей работе «Развитие рынков под открытым небом в Восточной и Центральной Европе». Они изучили возникновение барахолок в городах стран, некогда состоявших в советском блоке. Суть в том, что при социализме рынки и базары под открытым небом помогали заполнить вечно пустые полки магазинов. В 90-е после краха советской госсети гастрономов рынки выполняли ту же функцию: кормили и одевали население, месяцами сидевшее без зарплаты и нуждавшееся в самом необходимом.

Третья причина — социокультурная. На протяжении многих лет рынки оставались одним из центров коммуникации. Здесь люди узнавали новости, удовлетворяли потребность в общении. В XXI веке эта функция сильно видоизменилась (во многом благодаря тому самому техническому прогрессу). Запрос на фермерские продукты усиливается, но традиционный способ их продажи горожанам перестал быть интересен. Нужны рестораны рядом с прилавками, кулинарные баттлы и мастер-классы, модные лавки. Тогда рынок воспринимается не как экзотика, а как полноценное общественное пространство. Именно по этой модели были переосмыслены, например, «Даниловский» и «Усачевский» рынки в Москве, организованы Time Out Market в Лиссабоне, Mercado Central в Валенсии или Torvehallerne в Копенгагене.

Ставшие достопримечательностью 

В Тюмени есть два рынка, которые решили придерживаться той же идеологии — это «Михайловский» и «Алебашевский базар». «Михайловский» — обладатель титула «Лучший розничный рынок России» по итогам 2018 года. Он постоянно развивается, оборудован не хуже любого современного молла и отличается сильным маркетингом, запуская паблик-арт-проекты. На фасаде здания расположились муралы местных и иногородних уличных художников. Собственники рынка даже организуют доставку продуктов на дом.

Илья Курбатов, руководитель направления благоустройства архитектурно брендинговой компании Devision: «Сегодня торговые центры заменили рынки, в них все красиво и современно. Что касается продуктовых рынков, видна тенденция на обновление внешнего вида интерьера и подхода. Появляются красивые витрины, даже гастрономические центры, например, «Алебашевский базар» и заречная «Блошинка». А романтика рынков перекочевывает в супермаркеты. Пример такой площадки - в «Перекрестке» в ТРЦ «Гудвин», где в центре находится остров с овощами-фруктами и с ценниками, написанными от руки. Потому что доверие к рыночной продукции больше. Свежи воспоминания, что фермерское вкуснее. Этим и пользуются маркетологи».

«Алебашевский базар» официальный турпортал области visittyumen.ru выделяет в качестве локальной достопримечательности. На сайте указано: «Алебашевский BAZAR» — большой фермерский рынок с уникальной продукцией местного производства. Площадка объединяет кухни разных народов мира, дает возможность попробовать блюда ресторанного уровня и всегда гостеприимно принимает городские мероприятия.

Оба этих рынка, по сути, построены с нуля, в востребованных и хорошо проходимых локациях. И у того, и другого нет проблем ни с покупательским потоком, ни с хорошими отзывами о работе объектов.

Дмитрий Безин, маркетолог: «Привычные рынки стали считаться неким пережитком совкового прошлого. Но последние несколько лет ситуация изменилась: рынки из серых коробов и ангаров переходят на большие комфортные площади с современным дизайном, они также вводят акции, и еще немаловажный фактор – нет акции, но с продавцом можно торговаться! Плюс – потребитель может купить фермерские продукты, а здоровая еда, продукция от местных производителей с небольшим сроком хранения – это тоже новый тренд».

Чтобы не утратить позиции, оба рынка постоянно развиваются. Собственники «Михайловского», к примеру, в прошлом году начали реконструкцию объекта: здесь создается зимний сад с тропическими лианами, обновляется фонтанная зона. Маркетологи такую тягу к новшествам объясняют изменившимися запросами покупателей: интегрировать старый добрый рынок с сервисами современного ТРЦ.

Команда «Михайловского» взялась и за переформатирование «Северного» рынка. Новые кураторы этого объекта занимаются не столько ремонтом, сколько перезапуском объекта. Обновляется состав арендаторов и концепция.

Щербатая улыбка

На другом краю спектра находятся рынки, которые за 30 лет почти не изменились — «Червишевский», «Южный», «Привоз». Очень близок к ним рынок «На Минской». Это не упрек, а констатация факта и показатель того, что пытаться спасать, все, что когда-то было построено, хвататься за прошлое — неэффективная модель развития. Обвинять собственников в том, что они не модернизируют эти пространства, — тоже провальная политика. Если предприниматель не видит перспектив формата, нельзя насильно заставлять его передумать. Инвесторов, готовых взяться за их переформатирование этих рынков пока не наблюдается. Да и удастся ли окупить вложения — большой вопрос. Перспектива предсказуема — эти объекты продолжают ветшать, а территория маргинализироваться. Не самое привлекательное будущее для города.

Поэтому курс тюменских властей на редевелопмент таких зон выглядит вполне оправданно. А аргумент о потере рабочих мест — не слишком состоятелен. Любой современный квартал предоставляет предпринимателям ничуть не меньше возможностей, чем рынок. А налоговых поступлений от него в перспективе значительно больше.

Примеры переосмысления базаров в России тоже немало. Наверное, самый яркий и близкий к Тюмени — это проект «Форум-сити»» в Екатеринбурге. Он возведен на месте бывшего Центрального рынка. В итоге не самое приглядное и спокойное место превратилось в квартал с голландской архитектурой, качественными улицами и ритейлом на первых этажах (среди прочих там будет и современные фермерские лавки).

Проект «Форум-сити»» в Екатеринбурге (Фото: smartik.ru)

Сравнивать Тюмень и Екатеринбург — не самая благодарная тема. Но, кажется, к этому опыту имеет смысл присмотреться.

Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень  Читайте РБК Тюмень в Дзен.Новостях

Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства