Финансы Тюменского региона, 22 сен 2015, 15:15

Банки внесли ряд отраслей в «черный список»

Финучреждения изменили условия работы с крупным и средним бизнесом тюменского региона. Новые тенденции на рынке корпоративного кредитования
Читать в полной версии
Фото: РИА URA.Ru

Борьба за кредиты среди предприятий крупного бизнеса стала жестче – банкиры соглашаются кредитовать далеко не всех. Кто оказался в «зоне риска», как сейчас проходит оценка заемщиков и сколько стоит кредит – в материале РБК Тюмень.

Новые тенденции на рынке кредитования

Банки фиксируют, что в непростой ситуации интерес крупного бизнеса к кредитованию не только не иссяк, но и возрос. «В течение 2015 года в целом мы отмечаем приток новых клиентов, так как интерес компаний к надежным банкам с государственным участием и с достаточным количеством финансовых ресурсов в кризис традиционно повышается. Несмотря на то, что текущие ставки остаются высокими для бизнеса, без оборотного капитала бизнес существовать не может. Вследствие этого количество обращений на получение финансирования от клиентов Тюменской области, Ямала, Югры растет», - поясняет руководитель дирекции банка ВТБ по Тюменской области, ЯНАО, ХМАО Наталья Белокопытова.

Как показывает практика, в кризис крупные предприятия не снижают свою финансовую активность, отмечает первый вице-президент «Газпромбанка» Ян Центер, отмечая, что в кредитной организации количество обращений от таких клиентов также выросло. В Газпромбанке по-прежнему выдают бизнесу очень серьезные суммы в кредит.

Впрочем, тенденции несколько изменились. В Западно-Сибирском банке Сбербанка России, к примеру, отмечают, что сегодня компании уходят из долларовых обязательств в рублевые, кроме того стремятся открывать кредитные линии с фиксированными ставками.

Особенно непросто сейчас тем компаниям крупного бизнеса, которые вошли в 2015 год с большой долей заемных средств. «В предыдущую волну экономической турбулентности, в 2008-2009 году, стало очевидным негативное влияние подобной политики: выживать в условиях, когда падает выручка и имеется крупный портфель заимствований, всегда намного сложнее, - отмечает заместитель директора РЦ «Уральский» Райффайзенбанка Анатолий Сосунов. - Мы видим, что работа с новыми направлениями, с инвестиционными линиями либо приостановлена, либо отсрочена. Также сократилась потребность в финансировании длинных капитальных затрат в силу объективных причин». Но при всем этом, эксперт также, как и его коллеги, фиксирует, что в целом, спрос на корпоративное кредитование и рефинансирование сегодня превышает предложение. Основной спрос приходится на краткосрочное финансирование с целью пополнения оборотных средств и на покрытие кассовых разрывов.

Аналитики «Промсвязьбанка» отмечают, что если говорить конкретно о Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, то исходя из нефтегазосервисной специфики региона, ситуация там немного отличается от других регионов страны. Генерация выручки крупных компаний региона происходит в валюте РФ, а традиционно кредитуются они в рублевом эквиваленте - поэтому прямой зависимости от внешних международных санкций и скачка курсов валют не наблюдается.

Большое значение в Тюменском регионе имеет привязка к сезонным работам. Компании нефтегазосервисной сферы ориентируются на, так называемую, сезонную мобилизацию – это работы по поставке материалов и техники в осенне-зимний период (навигация по «зимнику», к примеру); весенне-летний сезон – это подготовка к основным работам, когда есть возможность оптимизировать пул работ. Это первоочередная задача таких организаций, и они в своей массе, ее выполняют.

Нельзя говорить, что тюменские компании вообще не ощутили последствия международного финансового кризиса или не испытывают сложности в своей нынешней деятельности, но им не так тяжело, как многим другим предприятиям. «Что же касается в целом по России, то говоря об инфраструктурном строительстве, крупном ритейле с последующей цепочкой оптовой торговли, пищевой промышленности и прочих компаниях с операционном циклом, тут ситуация кардинально иная. Именно эти сферы в первую очередь ощутили отрицательное влияние внешнего рынка и девальвации национальной валюты, международных санкций и сложности процесса импортозамещения плюс падение спроса», - отмечают в «Промсвязьбанке».

В финансовой организации не отрицают, что ситуация негативно отразилась и на самих банкирах. «Что касается кредитования крупного бизнеса, то согласно промежуточной консолидированной отчетности, «Промсвязьбанк» получил убыток по итогам первого полугодия в 4,8 млрд рублей. (убыток за второй квартал составил 2,8 млрд рублей, за первый — 1,98 млрд). За второй квартал «Промсвязьбанк» сократил кредитный портфель по всей России на 3% по корпоративным кредитам. И тенденция такова, что компании в рамках своей финансовой стратегии стараются, во-первых, уходить от прямого кредитования и переходить на другие кредитно-финансовые инструменты (факторинг, кредитные гарантии), а во-вторых, всеми способами оптимизируют затраты на предприятии», - отмечают аналитики кредитного учреждения.

«Зона риска»

В сложившихся условиях многие банки внесли ряд отраслей в «черный список». Попавшим в него предприятиям достаточно непросто получить кредит, к их оценке практикуется более жесткий подход.

Как отмечает Наталья Белокопытова, в пуле клиентов офиса банка ВТБ в Тюмени присутствуют агропромышленные предприятия, различные участники строительного рынка (от ритейла до производителей материалов и строительно-монтажных работ), металлотрейдеры, фармдистрибьюторы. Объемы финансирования компаний всех отраслей в региональном офисе банка стабильны на протяжении последнего полугода. В текущей ситуации, если брать статистику по России, активно кредитуются компании, обслуживающие госзаказы, предприятия, связанные с производством программного обеспечения, радиоэлектронного оборудования, инновационных разработок. В основном, все эти предприятия производственные.

Но есть и отрасли, которые больше других подвержены негативному влиянию кризиса – это строительство и автодилеры. «С компаниями этих отраслей банк работает очень аккуратно, так как существует повышенный риск. Однако, и в данных секторах есть компании, обладающие высоким уровнем финансовой устойчивости. Поэтому каждую сделку банк рассматривает индивидуально», - отмечает Наталья Белокопытова.

Она уверяет, что, несмотря на кризис, подходы к кредитованию и требования к заемщикам в банке остались прежними. Однако, в условиях нестабильной экономической ситуации ВТБ стал еще более внимательно подходить к анализу рисков, связанных как с отраслью, так и с конкретным проектом.

Кредитная политика «Промсвязьбанка» также осталась прежней, там стараются индивидуально подходить к каждому клиенту, взвешенно оценивать характеристики компании для предоставления финансирования. Что касается «зоны риска», то в рамках кризисной стратегии во втором квартале 2015 года «Промсвязьбанк» создал резервы на 10,7 млрд. рублей, что в четыре раза больше, чем во втором квартале 2014 года. Основная сумма созданных во втором квартале резервов (около 40%) в корпоративном блоке и блоке малого и среднего бизнеса пришлась на отрасли «недвижимость», «торговля» и «финансы», что говорит само за себя.

Вместе с тем, для предприятий доступны кредитно-финансовые инструменты, которые в разы облегчают получение финансирования – факторинг, кредитные гарантии Корпорации МСП и ЭКСАР. «Это вполне рабочие альтернативы «классическому» банковскому кредитованию, позволяющие увеличить оборот и работать в прежнем режиме, но не все компании ими пользуются. В Тюменском регионе факторинг востребован у ритейла и нефтегазосервисных компаний, а в последнее время и строительных организаций. Эта услуга в первую очередь необходима тем, кто не готов предложить в залог собственное имущество — таким компаниям получить обычный кредит сложнее всего», - рассказывают в финансовой организации.

В «Райффайзенбанке» отмечают, что сегодня достаточно хорошо чувствуют себя компании-ритейлеры, некоторые из них даже открыли для себя новые возможности по развитию бизнеса. Основные риски были связаны со способностью компании адаптировать свою стратегию ведения бизнеса к изменившимся рыночным условиям (пересмотр инвестиционных планов, ассортимента, условий работы с поставщиками, кредиторами, переход на рублевые арендные ставки и т.д.), но грамотные управленческие решения и антикризисные меры повлияли на положительные финансовые результаты.

«Из промышленных предприятий наиболее уверенно себя чувствуют компании сегмента FMCG (Fast moving consumer goods, «товары народного потребления» - прим. РБК Тюмень), мы видим, что эти компании хорошего кредитного качества, имеют накопленную в 2014 году «подушку безопасности» (коэффициент соотношения долга к показателю EBITDA в пределах 2,5-3)», - рассказывает заместитель директора РЦ «Уральский» «Райффайзенбанка» Анатолий Сосунов.

Вне зависимости от сферы, те компании, которые имеют запас финансовой устойчивости, будут более стабильно работать в текущих условиях, поясняет эксперт. В зоне риска остаются компании с большой долговой нагрузкой и неконтролируемой дебиторской задолженностью. «Если оценивать исходя из отраслевой специфики, то более устойчивы, как я уже говорил, незакредитованные продуктовые ритейлеры и производители, фармацевтические компании, предприятия, ориентированные на импортозамещение, а также бизнес с хорошо диверсифицированной клиентской базой и высокими оборотами. Производственным компаниям (с длинным производственным циклом), компаниям с дорогостоящим или уникальным продуктом, связанным с импортом сырья и товаров, будет тяжелее пройти этот период», - пояснил Анатолий Сосунов.

Он отметил, что сейчас в секторах с большими рисками банки увеличивают обеспечение и придерживаются более консервативной политики в отношении кредитования долгосрочных проектов. «Но мы, даже в подобных ситуациях, стараемся находить взаимовыгодные решения. Да, рынок волатилен. Поэтому оценка рисков при взаимодействии с существующими и новыми заемщиками становится еще более непростой задачей. Клиентов не становится меньше, но, очевидно, снизится число заемщиков, которому мы убедительно сможем сказать «да». Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. И рынки, и отрасли цикличны», - говорит эксперт.

В Западно-Сибирском банке Сбербанка России, в портфеле которого представлены компании всех сфер бизнеса региона, заявляют, что при принятии решения о кредитовании анализируются финансовое состояние и риски по конкретным предприятиям. Кроме того, там фиксируют увеличение числа обращений клиентов за рефинансированием.

«Сегодня основной фактор оценки – это финансовое состояние компании, способность заемщика своевременно рассчитываться по кредиту. Мы вместе с клиентом строим финансовые модели компании на будущий период, учитываем наличие контрактной базы или прочих источников погашения. Каждая сделка структурируется под непосредственного заемщика, и мы предлагаем, по сути, индивидуальные условия исходя из особенностей бизнес циклов, контрактной базы и сроков расчета», - поясняют в финансовой организации, комментируя вопрос оценки заемщика.

Просрочка растет

Несмотря на все принимаемые меры по оценке заемщиков, многие банки фиксируют рост просроченной задолженности по кредитам корпоративных клиентов. Например, за первое полугодие 2015 года просроченная задолженность по крупнейшим клиентам Западно-Сибирского банка Сбербанка увеличилась на 11%. Как поясняют в кредитном учреждении, сейчас по всем кейсам ведется тщательная индивидуальная работа, для того, чтобы помочь клиентам функционировать в новых экономических условиях.

В тюменском ВТБ увеличения проблемной задолженности не произошло. Однако Наталья Белокопытова отмечает, что в целом на банковском рынке региона можно прогнозировать некоторое увеличение объема проблемных кредитов до конца 2015 года.

Аналогичный прогноз дает и «Райффайзенбанк»: в течение 2015 года просроченная задолженность в банковском секторе, скорее всего, будет накапливаться. «Это связано с тем, что многие игроки вели рискованную кредитную политику, в результате в условиях кризиса в их портфелях будет наблюдаться большая доля «плохих» долгов», - поясняет Анатолий Сосунов.

Впрочем, массовых банкротств клиентов пока ни в одном кредитном учреждении не наблюдают. Банкиры утверждают, что стараются помочь каждому клиенту, по необходимости реструктуризировать долг, чтобы не допустить критической ситуации.

Кредитные ставки

Ставки по корпоративным займам по-прежнему остаются достаточно высокими, хотя и существенно снизились по сравнению с минувшей зимой.

«Если в декабре 2014 года, когда ЦБ поднял ключевую ставку до 17%, реальные ставки в российских банках поднялись до 18–20%, то сейчас ситуация в экономике корректируется, и снижение базовой ставки позволяют ожидать снижения цены заемных средств для бизнеса. Конкретные уровни ставок в сегменте корпоративного бизнеса значительно отличаются в зависимости от результатов комплексного анализа всех риск-компонентов сделки. Так, условия могут отличаться в зависимости от наличия обеспечения, финансового состояния компании, ее положения относительно конкурентов, перспектив развития отрасли», - отмечают в «Райффайзенбанке». Впрочем, конкретную ставку пока не называют.

Первый вице-президент «Газпромбанка» Ян Центер также фиксирует, что с начала кризиса ставки «сделали параболу» - в декабре прошлого года выросли, а сейчас упали. В настоящее время, по его данным, ставки по рублевым кредитам находятся в пределах 12,5-13,5%, по валютным – 5,5%.

В банке «Югра» рассказывают, что процентная ставка за пользование кредитными ресурсами рассчитывается по уровню финансового состояния, составу обеспечения и уровню сотрудничества с финучреждением и составляет от 15% годовых в среднем по рынку. «В обеспечение принимается любое ликвидное имущество. Собственником залога может выступать любое юридическое или физическое лицо. Банк предлагает оптимальные условия кредитования с учетом всех целей и потребностей своих клиентов. Заявки на получение кредита рассматриваются индивидуально», - отмечают в кредитном учреждении.

По данным Сбербанка, минимальная процентная ставка составляет сегодня 14% годовых. Впрочем, как отмечают в финансовой организации, во многом «процент» зависит от срока, характера сделки и структуры обеспечения. В целом, все финансовые организации вновь подчеркивают, что практикуют индивидуальный подход при определении ставок по корпоративным займам.

Говорить о прогнозах в условиях нестабильной ситуации никто из экспертов не решился. Будут дальше снижаться процентные ставки или, наоборот, начнут расти - во многом зависит от политики Центробанка, ключевой ставки и внешнеэкономической ситуации. В условиях финансовой турбулентности делать какие-либо предсказания нецелесообразно – все может измениться в любой момент.

Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования