«Никто не думал о дольщиках»: тюменская фирма судится из-за банкротства
В тюменских судах на рассмотрении находятся два дела, связанных с банкротством строительной фирмы ООО «Стройтрест» и компании по производству кормовых добавок ООО «Стройтрест72». В конфликт также оказались втянуты и другие тюменские компании: ООО «СМУ Тюменьстройсервис», ООО «Стройинвест», ЧОП «Агентство по защите бизнеса», ООО ИК «Проминструмент», ООО «Утяшевоагропромснаб». Все они так или иначе связаны с банкротством ООО «Стройтрест». Расследование по делу длится больше четырех лет.
Суть судебных споров заключается в том, что фирму ООО «Стройтрест» начали банкротить за невыплаты по кредиту на общую сумму в 400 млн рублей, однако в сделке организация выступала лишь в качестве поручителя. Основным заемщиком являлся ООО «Инвест-силикат-стройсервис» (ИСС), главой которого был бывший партнер и соучредитель ООО «Стройтрест» Владимир Черепанов. Посредством поддельной, как утверждает Лариса Бердышева, владелица ООО «Стройтрест», подписи, от ее лица был подписан договор поручительства. Позже Черепанов выйдет из состава учредителей ООО «Стройтрест» и обанкротит собственный завод. Таким образом, Бердышева окажется основным должником. Подробнее об этом РБК Тюмень рассказывал в прошлом материале.
По словам основателя ООО «Стройтрест» Ларисы Бердышевой, процедура банкротства была выполнена с нарушениями. Она подозревает конкурсного управляющего Павла Сидора в связях с Владимиром Черепановым и расценивает его действия как противозаконные. В суде она неоднократно ходатайствовала о его отстранении от процесса банкротства фирмы. По словам аудиторов ООО «Гранд–Аудит», вывод конкурсного управляющего Павла Сидора о несостоятельности организации является незаконным. Как следует из заключения, имеющегося в распоряжении РБК Тюмень, организация требовала проведения процедур для финансового оздоровления, но не полного банкротства.
Сам же конкурсный управляющий с обвинениями не согласен и утверждает, что в ходе процедуры все было выполнено законно. В разговоре с корреспондентом РБК Тюмень он сослался на решение «Русского общества оценщиков», из которого следует, что доводы, указанные в жалобе Ларисы Бердышевой, частично подтвердились. Однако Дисциплинарный комитет пришел к выводу о том, что выявленные в ходе внеплановой проверки нарушения являются незначительными.
Тюменская консалтинговая компания
В 2019 году в рамках разбирательства по банкротству ООО «Стройтрест» тюменский суд кассационной инстанции выявил факт сговора Павла Сидора с другим конкурсным управляющим Дмитрием Евдокимовым. Информация об этом содержится в постановлении кассации от 19 августа 2021 года. Кассация передала материалы в Арбитражный суд Тюменской области, после чего Евдокимова отстранили от процесса банкротства. Оба конкурсных управляющих имели деловые отношения с «Тюменской консалтинговой компанией».
«Должник приводил аргументы не только о формальном совпадении адресов, но и о тесном сотрудничестве: совместное ведение процедур иных должников, наличие гражданско-правовых отношений, трудоустройство в одном юридическом лице. Указанное сотрудничество, вероятно, свидетельствует о доверительных отношениях, что порождает объективные сомнения в беспристрастности финансового управляющего», – говорится в материалах дела.
Сам же Павел Сидор обосновал свои связи с ООО «Тюменская консалтинговая компания» соответствующим договором, по которому привлекает фирму для обслуживания процедур банкротства.
«Здесь нет никакого злого умысла. Меня устраивает тот профессиональный уровень, с которым они оказывают услуги предприятиям-банкротам. Я также привлекаю их для того, чтобы они защищали мои интересы против Ларисы Бердышевой. Они работают как с банкротами, так и с физическими лицами, коим я и являюсь. А предоставление в пользование домена электронной почты обусловлено наличием договорных отношений, в рамках которых ООО «Тюменская консалтинговая компания» оказывает услуги по сопровождению процедуры. У нас исключительно деловые отношения», – прокомментировал Павел Сидор.
Была ли подпись поддельной?
Помимо этого, Павел Сидор заявил, что предприниматель намеренно подписывала договор о поручительстве по кредиту за ООО «Инвест-силикат-стройсервис» (ИСС) и была осведомлена об обязательствах перед ПАО «Сбербанк».
«Предприниматель заявляет, что ее подпись на протоколе об одобрении сделки поручительства ООО «Стройстрест» за ООО «Инвест-силикат-стройсервис» была изначально подделана. Однако через два месяца после этого на таком же собрании она приняла решение о внесении изменений в этот договор поручительства. Когда дело рассматривалось в суде, на вопрос судьи о том, подписывала ли Бердышева второй договор, она согласилась с тем, что там действительно стоит ее подпись. Три судебных инстанции также подтвердили, что она знала о договоре поручительства, что следует из протокола общего внеочередного собрания от 1 февраля 2018 года», – рассказал Павел Сидор.
Бывшая глава строительной фирмы Лариса Бердышева не отрицает того, что на последующих договорах поручительства стояла ее реальная подпись. Это же следует из заключения независимой экспертизы. Однако она утверждает, что это было сделано по настоянию ее бизнес-партнера Владимира Черепанова, который на тот момент владел в компании долей 50%. Позже, 30 июня 2018 года, он подал заявление о выходе из состава учредителей.
«После того как я узнала о том, что мою подпись подделали на договоре о поручительстве, то сразу же обратилась к Черепанову. На что он мне заявил, что в случае моего отказа его завод обанкротится. Он, будучи владельцем кирпичного завода, поставлял свою продукцию на строящийся House Club, в завершении строительства которого я была заинтересована», – ответила Лариса Бердышева.
Премии сотрудникам обанкротившейся фирмы
Также Павел Сидор обвинил Ларису Бердышеву в начислении премий в период начала банкротства ООО «Стройтрест». Информация об этом содержится в судебном определении, предоставленном РБК Тюмень.
«Помимо прочего, она выплачивала себе и своим сотрудникам премии в размере до 500% от оклада. За этот период компания не продала ни одного объекта долевого строительства. При этом выплаты в таком размере ранее сотрудникам никогда не начислялись. Я считаю, что таким образом она отблагодарила людей, которые помогали выводить активы», – заявил конкурсный управляющий.
Лариса Бердышева пояснила, что действительно собиралась выплатить своим сотрудникам премии, однако этого не было сделано.
«Когда в отношении моей компании ввели процедуру наблюдения, мы все прекрасно понимали, что это значит. Таким образом я хотела выплатить сотрудникам их зарплаты перед тем, как они прекратят у нас работать. У многих из них дети, кредиты и различные траты. Само собой никто из них не думал о том, чтобы искать новое место работы. В итоге деньги, о которых говорит Сидор, сотрудникам выплачены не были, а в судебном постановлении, на которое он ссылается, указано именно оспаривание этой сделки, которая не состоялась», – прокомментировала предприниматель.
Спасение активов
Павел Сидор обратил внимание и на дочернюю фирму ООО «Стройтрест» – «Стройтрест72». Он утверждает, что последняя является фирмой-прокладкой и использовалась Ларисой Бердышевой для вывода активов с основного юрлица. Также конкурсный управляющий заявил о выпуске векселей, которые, по его словам, ничем не были обеспечены. Павел Сидор уверен, что эта сделка использовалась для накрутки финансового оборота компании.
«Это наглое вранье, организация «Стройтрест72» была фирмой по производству кормовых добавок. Ею владела моя мать, которую успешно обанкротил коллега Сидора – Алексей Ярков. Это вовсе не пустышка, как утверждает Сидор. С помощью этой компании мы заключали несколько госконтрактов, сотрудничали с десятками компаний, в том числе поставляли продукцию для АО ПРОДО «Тюменский бройлер». Что касается вывода активов, то здесь нет ничего незаконного. Дело в том, что, когда счета ООО «Стройтрест» оказались заблокированы, я должна была каким-то образом рассчитаться с подрядчиками. Единственным законным способом в этом случае был перевод имущества и выпуск векселей, что также является законным, что признано тюменским судом. Согласно заключению ЭКЦ, в рамках моего уголовного дела сделка с векселями никак не повлияла на финансовое состояние компании», – прокомментировала Лариса Бердышева.
Согласно данным сервиса ListOrg, за все время существования фирма исполнила 11 контрактов на общую сумму свыше 70 млн рублей.
Конкурсный управляющий против предпринимателя
Адвокат Ларисы Бердышевой Сергей Бобрецов также прокомментировал судебное разбирательство.
«При конкурсном производстве по делу ООО «Стройтрест» у Ларисы Бердышевой действительно не было оснований доверять Павлу Сидору, поскольку есть обоснованные сомнения в том, что он будет работать именно в интересах организации и должника. У них единый телефон, единый офис, единый персонал, который проводит собрания кредиторов, одни и те же представители, которых они привлекают, соответственно, есть основания, чтобы утверждать, что они работают в связи, которая нарушает интересы должника. Соответственно, он не может исполнять обязанности арбитражного управляющего и несмотря на то, что эти моменты выявились после его утверждения, он должен быть отстранен. Павел Сидор – профессиональный участник рынка банкротств, а Лариса Бердышева – нет, она вполне имеет право не быть специалистом в области права и законах о банкротстве. На тот момент она не могла знать, что определенные действия он совершает умышленно, поскольку большая часть информации ей была просто недоступна и появлялась лишь в процессе изучения», – подытожил Сергей Бобрецов.
Ранее РБК Тюмень писал о требованиях одного из дольщиков по повторному возврату долга за долю в ЖК House Club. Как следует из документов, предоставленных Бердышевой в суде, все деньги за участие в долевом строительстве Татьяне Новиковой, предъявившей требования, были выплачены еще в 2020 году. На вопрос журналиста о том, получила ли она деньги, Новикова ответить не смогла и сослалась на конкурсного управляющего Павла Сидора, заявив, что без его решения не может ничего говорить.
«В тот момент никто кроме меня и прокуратуры не думал о дольщиках, которые заплатили деньги. Главным стимулом для меня были просьбы людей о том, чтобы как можно быстрее произвести возврат средств. Когда я перечислил им все деньги, они просто собрались и сказали мне спасибо. Что касается Новиковой, мне непонятно, почему она ссылалась на меня. В данном случае я не принимаю за дольщиков никаких решений. Могу подтвердить, что дольщики третьей очереди получили все свои выплаты, в том числе проценты по вознаграждению», – прокомментировал Сидор.
В ответ на это Лариса Бердышева заявила, что если бы не была возбуждена процедура банкротства, то дольщики бы получили намного больше, чем возврат денег.
«Дольщики были бы намного счастливее, если бы Сидор не ввел необоснованную процедуру банкротства, тем самым заблокировав достройку ЖК House Club. Срок разрешения на строительство объекта действует до 31.12.2022, об этом говорит соответствующее постановление администрации. Это не позволило дольщикам получить свои законные квартиры, которые на сегодняшний день стоят в три раза дороже. В результате Сидор продал ЖК в полцены, раздал дольщикам компенсации и через суд потребовал оплатить его услуги в размере 7,8 млн рублей помимо ежемесячной зарплаты, которую он получал с счетов моей компании», – отметила Лариса Бердышева.
Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень Читайте РБК Тюмень в Яндекс.Новостях