Тюмень, 24 мар 2015, 14:26

Тюменская область разрабатывает закон об амнистии самовольных бизнес-объектов

«Сейчас самое время для революционных перемен, способных спасти малое предпринимательство»
Читать в полной версии
Фото: РИА URA.Ru

Законопроект об амнистии для незаконных предпринимательских объектов разрабатывает институт уполномоченного по защите прав предпринимателей Тюменской области совместно с департаментом имущественных отношений региона.

«Совместно с коллегами и экспертами важно выработать наиболее оптимальную схему реализации этой идеи. Удобную в применении и органам власти, и предпринимателям. Далее законопроект пойдет на рассмотрение в Тюменскую областную думу. Если наши депутаты одобрят проект, то инициатива отправится в Государственную думу», - сообщила РБК Тюмень региональный бизнес-омбудсмен Лариса Невидайло.

По словам директора департамента имущественных отношений региона Андрея Киселева, федеральная власть настроена жестко бороться с нелегальной застройкой. Например, в Госдуму внесен законопроект, который вообще предлагает запретить легализацию самовольных построек. Более того, в Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения, где предусмотрены серьезные финансовые штрафы за нецелевое использование земельных участков, и они выросли с 10 до 100 тыс. рублей.

«Государство планомерно выстраивает свое отношение к лицам, которые без оформленных документов возводят постройки. Мы предлагаем внести изменения в 222 статью Гражданского кодекса. В частности, установить возможность признания права собственности на самовольную постройку, возведенную на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, за субъектом России, поселением, городским округом, муниципальным районом», - рассказал он.

При этом разрабатываемый механизм должен дать возможность обращения лица, осуществившего самовольную постройку, в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, с предложением о признании права собственности на самовольную постройку за соответствующим муниципальным образованием или субъектом РФ, а также участвовать в сборе и подготовке доказательств, необходимых для обращения в суд.

Кроме того, установить возможность выкупа самовольной постройки у муниципального образования или субъекта лицом, осуществившим такую постройку, а также предусмотреть право субъектов РФ устанавливать выкупную цену для самовольных построек, в зависимости от кадастровой стоимости этого земельного участка.

Сказать какое количество объектов может подпасть под легализацию просто невозможно. «Такой статистики попросту не существует. Предприниматели сидят, молчат и тихонечко ждут, что их это не коснется. Ко мне поступило двадцать обращений от бизнеса (придорожный сервис и магазины), у которых объекты рано или поздно пойдут под снос. Другой альтернативы нет. Единственный легальный выход сейчас – это снести здание, получить землю, разрешение и строить заново. Но после этого многие уже не смогут снова встать на ноги», - уточнила Лариса Невидайло.

Проблема, в первую очередь, касается объектов, которые были возведены в 90-е годы по нормам закона: временные вагончики и киоски были построены на земле, выделенной под временную застройку. Шли годы, бизнес расширялся, укрупнялся, обрастал фундаментом, вторыми этажами и становился капитальным строением. А предприниматели, при попустительстве властей, при собственной неграмотности, при быстро меняющемся градостроительном законодательстве, упустили все сроки оформления документов.

Таких объектов много в сельских районах, где малый бизнес является главным работодателем. И зачастую местная власть даже не знает о таких объектах. Так, на запрос уполномоченного в Тюменский район о количестве объектов самовольного строительство, г-жа Невидайло получила ответ – один. При этом, к ней за помощью обратились уже 12 бизнесменов.

Одна из предпринимательниц Тюменского района, которая попросила не называть ее имени, сообщила РБК Тюмень, что надежд на спасение семейного бизнеса практически нет. "В 90-годы я начала свою деятельной с временного вагончика. Бизнес развивался и расширялся. Сегодня, это капитальное строение, но земля осталась в назначении "под временное сооружение". Кафе пользуется большим спросом у дальнобойщиков, приносит доход. Важно, что и объект теперь по стоимости превышает цену земельного участка. Сейчас мы получили уведомление об отключении электричества в кафе. Так что, последняя надежда на - закон об амнистии, которую разрабатывают в регионе. Иначе, снос объекта, после чего работу потеряют 15 человек", - рассказала она.

По мнению бизнес-омбудсмена, менять федеральное законодательство стоит даже ради этих двадцати обратившихся предпринимателей. «Например, в одном придорожном кафе работает 15 человек. А таких кафе пять. Плюс магазинчики. Теоретически только, исходя из наших обращений, если наши предприниматели закроются, то на улице окажется более 130 человек. А ведь такое наследие 90-х есть по всей России. В период кризиса важно позаботиться не только о крупном и среднем бизнесе, но и о «малышах». При этом, надо понимать, что мы не разрабатываем способ легализации злостного самостроя и амнистия будет не для всех. Грубые нарушители градостроительных норм и требований под нее попасть не должны», - отметила омбудсмен.

Чтобы понять масштаб проблемы, тюменский институт обратился с запросами к уполномоченным других субъектов. «Итог один – вопросов по судьбе незаконных предпринимательских объектов множество. И сейчас самое время для кардинальных, я даже скажу революционных перемен в законодательстве, которые бы помогли не убить малый бизнес и веру в предпринимательство в России», - резюмировала г-жа Невидайло.

Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году