Тюмень, 29 мар 2018, 10:28

Почему скорбящих по жертвам пожара в кемеровском ТЦ обвиняют в пиаре

Психолог — РБК Тюмень: «По уровню травмы для государства и общества эта трагедия сопоставима с терактом»
Читать в полной версии
Фото: Александр Кулаковский, РИА URA.RU

После жуткого пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово, в котором погибли и пострадали десятки людей, в Сети началась настоящая «война». Люди обвиняют друг друга в неискренности и учат «правильно скорбеть» по жертвам трагедии. Психолог Рамиля Аксенова объяснила РБК Тюмень, почему это происходит.

— Рамиля, после трагедии в Кемерово, в Сети одни граждане агрессивно реагируют на скорбь других. Например, кто-то выпускает шары в небо в память о жертвах пожара, кто-то постит в Сети картинки со свечами. Но в ответ они получают укор, что это пиар, а скорбеть нужно молча и дома. Как это можно объяснить?

— Действительно, я тоже вижу такую ситуацию. Люди переживают, они хотят отреагировать на трагедию каким-то образом. Кому-то надо поплакать, кому-то нужно бесконечно постить в Сети картинки и сообщения. Сейчас людям ничего не будет хорошо. Любое проявление активности (сообщения, слова, картинки, акции) будет вызывать отторжение.

Причина этого проста. По уровню травмы для государства и общества эта трагедия в Кемерово сопоставима с терактом.

Но при этом нам некого обвинить в случившемся. Когда мы сталкиваемся с терактом, мы боимся, но можем этому противостоять, есть внешний враг. Мы можем легко себя противопоставить злу — есть террорист, он плохой.

Но когда нам описывают ситуацию, где виновными фактически являются люди, которые такие же, как мы, которые ведут себя, как мы, то образа врага нет.

Фото: Дмитрий Ткачук, РИА URA.RU

— То есть люди, выплескивая агрессию в Сети, в разговорах, ищут виновного?

— Да, сейчас нам нужно найти виновного. Того, на кого можно направить свой гнев, против кого объединиться в ярости. Но это сложно, потому что мы знаем, что все торговые центры строятся одинаково, что любая учительница или взрослый, который отправляет детей в кино, может пробежаться по магазинам, пока идет сеанс. Случилась такая трагедия, а люди вели себя, как обычно.

И как сейчас выразить свою боль? Не выражать никак мы не можем, срабатывает чувство вины. Поэтому общество сейчас так страшно рвет.

— И все же, как объяснить такую реакцию людей на действия других граждан, акции памяти и так далее?

— Это все скорбь, так или иначе. Такой способ скорбеть. И те, кто выпускает шары и несет игрушки, и те, кто обвиняет их в неправильности действий, все они скорбят. Ищут виновных, чтобы выплеснуть боль, которая внутри жжет и травит. Пусть люди орут: «Не обогащайте цветочников, не запускайте шары, прекратили постить свечки...». Это лучше, чем потом все это выльется в серьезные проблемы.

28 марта в России был объявлен днем траура в память о погибших при пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово. В результате происшествия погибли 64 человека, из них 41 ребенок. Десятки людей пострадали. По всей стране прошли акции памяти по погибшим.  

Как предпринимателю не попасть под 159-ю статью при работе с инвестором
Долгожители в офисе: когда «старички» становятся риском для бизнеса
«Медвежий» разворот. Почему падение доллара стало максимальным за 8 лет
«Похороны» Duolingo и коллаборация с моделью OnlyFans: PR-провалы-2025
ОАЭ предоставят новые льготы с 2026-го. Что ждет инвесторов и бизнес
Налоги-2026: топ-5 ключевых нововведений для бизнеса
Какие оборонные компании будут успешны в 2026 году
Работодатели перестали гнаться за талантами. Что изменилось