Елена Никитина: ЦБ не хочет потерять достигнутый эффект от высокой ставки
Летом 2025 года Банк России начал период смягчения денежно-кредитной политики. Так, в июне и июле ключевая ставка была снижена дважды и достигла 18% после длительного периода, когда она сохранялась на уровне 21%. В сентябре многие эксперты ожидали продолжения этого тренда и снижения до 16%, но решение было не таким мягким, как хотелось бизнесу. Почему это произошло и на какие факторы стоит смотреть предпринимателям в планировании своего развития, РБК Тюмень рассказала управляющий отделением Банка России по Тюменской области Елена Никитина.
— На заседании Совета директоров 12 сентября Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 17% годовых, но представители бизнеса и топ-менеджмент крупных компаний ожидали более решительного шага. Прокомментируйте, почему было принято такое решение?
— Такие ожидания были. Было много информации в СМИ, аналитики прогнозировали, что на Совете директоров Банк России примет такое решение. Но замечу, что в опубликованном резюме обсуждения ключевой ставки, где досконально описывается, какие доводы были и какой сигнал в итоге для бизнеса прозвучал, сказано, что рассматривалось снижение на 100 базисных пунктов (б.п. до 17%) или сохранение ставки (на уровне 18%).
А почему было принято решение все-таки о снижении ключевой ставки на 100 базисных пунктов? Во-первых, инфляция существенно снизилась. Во-вторых, экономическая активность замедлилась, и мы видим, что экономика постепенно возвращается на траекторию сбалансированного роста. В то же время остаются высокими проинфляционные риски. В последние месяцы ускорилось корпоративное кредитование даже при таких ставках. Плюс остаются высокие инфляционные ожидания и у населения, и у бизнеса. На это повлияли, в частности в нашем регионе, двузначная индексация тарифов на услуги ЖКХ и всплеск цен летом на бензин. Топливо вообще является товаром-маркером, который влияет на представление людей о будущем росте цен. Кроме того, сохраняется напряженность на рынке труда и была неопределенность в части размера дефицита бюджета на год. Учитывая все это, Банк России принимает решение о снижении ключевой ставки, взвешивая все риски, делает это аккуратно, оценивая, как в дальнейшем подстроятся денежно-кредитные условия и отреагируют рынки.
— И все же ЦБ не стал снижать ставку более активно. С чем это связано?
— Мы подходим к этому вопросу очень осторожно. Наша главная задача — сделать так, чтобы цены росли медленно, это очень важно. И не просто медленно, а предсказуемо — это самое главное для здоровья экономики. Несколько лет они увеличиваются значительно быстрее, чем 4% — цель Банка России. А с 2023 года спрос растет быстрее, чем возможности предложения, и для того, чтобы охладить его, мы повышали ключевую ставку. Это сработало: кредитование стало более умеренным и есть замедление в темпе роста цен.
Почему мы постепенно снижаем ключевую ставку и делаем это очень осторожно? Потому что если ее резко понизить, то получим новый виток инфляции. Люди и компании начнут активно брать кредиты, тратить денежные средства, и предложение не успеет подстроиться под спрос. Мы снова получим высокую инфляцию, и все наши прошлые усилия, весь этот длительный период повышения ключевой ставки, будет напрасным. Сейчас этот результат нужно закрепить надолго.
— Как в этих условиях развивать бизнес? Именно предприниматели выступают за скорейшее снижение ставки.
— Высокие ставки — это сложно для бизнеса, но кредит — это не основной источник финансирования инвестиций во всем мире. И в России основной источник — это собственные средства предприятия: акционерный капитал и реинвестированная прибыль. Кроме того, жесткие денежно-кредитные условия — это временная мера, и, по нашим прогнозам, с учетом замедления темпа роста цен ключевая ставка будет постепенно снижаться. Согласно прогнозу Банка России, инфляция в этом году снизится до 6-7%. В 2026 году мы планируем вернуться к цели 4%. Соответственно, будет снижаться и ключевая ставка. В 2026 году она будет находиться, по нашему прогнозу, в пределах 12–13%. А после стабилизации инфляции вблизи 4% — уже в нейтральном диапазоне 7,5–8,5%.
— Центробанк все время говорит, что не таргетирует ни курс доллара, ни рост ВВП, а только инфляцию — ради ценовой стабильности. Но разве можно этого добиться без крепкого рубля и экономического роста?
— Низкая инфляция — это необходимое условие для устойчивого экономического роста экономики и стабильной валюты. И только предсказуемые долгосрочные условия для бизнеса способствуют росту инвестиций и росту экономики. Только при этих условиях компании могут строить свои долгосрочные планы — брать кредиты на развитие бизнеса, когда они будут уверены, что их будущие доходы не будут обесценены из-за непредсказуемости роста цен. К примеру, если бизнесмен открывает новое производство или запускает новый продукт, в расчетах всегда будет окупаемость, но при высокой инфляции эти расчеты сделать невозможно.
Но если инфляция низкая, то у нас возникает доверие и к нашей национальной валюте, и это увеличивает спрос на рубль, что приводит к его укреплению. Яркий пример: когда в 2017-2019 годах инфляция была ниже цели 4%, тогда и рубль находился в определенном диапазоне, без резких скачков. Поэтому от низкой инфляции будет выигрывать и бизнес тоже.
Как строить долгосрочные планы, если ты не знаешь, на сколько вырастут цены — это очень сложно. Поэтому после ряда расчетов Банк России выбрал такую цель — 4%, это именно тот уровень, при котором и люди могут быть спокойны за свои сбережения, и бизнес будет работать уверенно.
— Инфляция в Тюменской области, как и в целом по стране, замедлилась. Но, по данным Росстата, годовой рост цен в регионе превысил российский показатель. Почему это произошло и какие факторы влияют на изменение инфляции в регионе?
— Ранее в Тюменской области инфляция всегда была ниже, чем в целом по России. В августе годовой показатель снизился и составил 8,4%, после 9,1 — в июле. Но это выше, чем в целом по стране, где инфляция составила 8,1%. За 12 месяцев в нашем регионе больше, чем в целом по стране, выросли в цене продовольственные товары и услуги. Это связано с увеличением издержек производителей. Например, на оплату труда, логистику, закупку оборудования, технологические издержки. В нашем регионе существенно выросли тарифы на грузовые перевозки, а это, как правило, закладывается в цены. Также повлияла высокая индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на это, темпы роста цен сейчас в Тюменской области снизились.
Конечно, благодаря жесткой денежно-кредитной политике Банка России. При высоких ставках выгоднее открывать вклады. Тюменцы сейчас больше сберегают и меньше тратят, откладывая несрочные покупки. И это тоже влияет на замедление роста цен. Так, объем средств на вкладах и текущих счетах жителей Тюменской области (без учета ХМАО и ЯНАО) увеличился за год на 23% и на начало августа 2025 года составил 494 млрд руб.
Также влияет и тот факт, что в последнее время на территорию региона заходят крупные торговые сети и наращивают здесь свое присутствие, а конкуренция влияет на сдерживание роста цен. Мы отмечаем умеренный рост цен на непродовольственные товары. Этому способствует увеличение покрытия точками выдачи товара, приобретенных на маркетплейсах.
— Какие есть прогнозы, как будет развиваться экономика в сложившихся условиях?
— Мы видим, что экономика справляется в том числе и с санкционными вызовами. Она подстроилась и по производству, и по логистике. Отечественные предприятия наращивают производство в плане импортозамещения, в магазинах множество новых марок. В 2023–2024 годах экономика росла очень высокими темпами, и задействованы были практически все свободные производственные ресурсы (мощности, рабочие руки). Теперь для развития необходимо внедрение новых технологий и повышение производительности труда. За эти годы российские компании серьезно нарастили инвестиции, результат которых проявится в течение несколько лет. Банк России ожидает роста экономики в 2025 году на 1–2%.