Бизнес, 31 мая, 10:14

Тюменские ИТ-компании: кадры, развитие отрасли и выход на мировой рынок

Если в 2020 году было 678 организаций, работающих с ИТ-ОКВЭД в качестве основного, то в мае 2024 — 801
Читать в полной версии
(Фото: Вадим Ахметов / РИА URA.RU)

В Тюменской области выросло количество ИТ-компаний. Об этом на организованной РБК Тюмень онлайн-конференции «ИТ: вызовы и прогнозы новой реальности» рассказал Станислав Логинов, директор регионального департамента информатизации.

Участники обсудили развитие отрасли на фоне ухода западных вендеров, меры поддержки бизнесу, отечественные продукты и выход тюменских компаний на мировой рынок, а также проблему дефицита кадров.

Развитие ИТ-отрасли

Станислав Логинов рассказал, что количество ИТ-компаний в регионе растет. Если в 2020 году было 678 организаций, работающих с ИТ-ОКВЭД в качестве основного, то в 2023 — 761, а в мае 2024 — 801, и более 3 тысяч — с ИТ-ОКВЭД в качестве дополнительного.

Станислав Логинов заострил внимание и на мерах поддержки, которые действуют в Тюменской области, часть из них уникальные.

«Региональные меры поддержки, возможно, не оказывают такого масштабного влияния на ИТ-отрасль в целом, как, например, федеральные, но все же играют очень важную роль и являются существенными для местных ИТ-компаний. Также хочу отметить, что, несмотря на санкционное давление, мы добились значительного прогресса. Образовавшиеся рыночные ниши — это перспективы и возможности, которыми многие компании успешно пользуются. Стоит отметить, что один из ярких проектов по импортозамещению мы реализовали еще в 2016-2017 годах, когда осуществили автоматизацию медицинской системы с использованием программного обеспечения компании 1С. Хотя изначально столкнулись со скептицизмом в отношении этой идеи, но в итоге в настоящий момент мы можем уверенно заявить, что это является одним из лучших решений в сфере здравоохранения в России», — рассказал Станислав Логинов.

Перспективы локальных разработчиков на федеральном и мировом рынках

Тюменские компании, как отмечают представители отрасли, уже составляют сильную конкуренцию международным компаниям и представляют свои продукты на международном рынке. Роман Мылицын, начальник отдела перспективных технологий, исследований и разработки «Группы Астра», отмечает: российские продукты на международных рынках вполне востребованы.

«Да, это гораздо более сложная задача — вывести именно коммерческий продукт на международный рынок, чем предложить услуги по разработке, но тем не менее в «Группе Астра» есть компания ISPsystem, которая давно и успешно вела и ведет международный бизнес с точки зрения продажи своих продуктов. Например, такие решения, как DCImanager — это платформа для управления мультивендорной ИТ-инфраструктурой, он успешно продается за рубежом. На рынке мы видим и другие компании, которые тоже активно предлагают свои решения и продукты на международный рынок. Примером может быть компания Axiom JDK, которая разрабатывает нашу российскую Java, сопровождает ее, и на это также имеется запрос со стороны иностранных партнеров из дружественных нам стран. То есть и у российских компаний есть потенциал, возможности, навыки, умения выводить именно коммерческие продукты на международный рынок», — считает Роман Мылицын.

При этом на международном рынке востребованы не только российские ИТ-продукты, но и сами специалисты. Федор Селиванов, основатель и собственник ИТ-компании CRT ex Creative, рассказал: одно из главных преимуществ наших разработчиков — их проактивность.

«На фоне work&life balance европейских коллег российские специалисты действительно выглядят шустрее и больше включаются во все процессы. Особенно это касается опытных разработчиков 35-40+. В моменте, когда начался отток специалистов, еще были условные моменты совмещения — ты мог находиться в России и работать на заграницу, но сейчас таких возможностей нет. У нас был опыт открытия юрлица в Чехии и, благодаря ему мы поняли: живя в России, качественно и эффективно работать с зарубежными клиентами, не получится. Поэтому мы отказались от идеи выхода на зарубежные рынки и остановились на российских клиентах. Сейчас это, кстати, стало одним из ключевых пунктов для многих бизнесов — чтобы все наши специалисты находились в РФ», — считает Федор Селиванов.

Дефицит кадров

При этом проблема дефицита кадров, в том числе в тюменских компаниях, остается острой. Представители бизнеса нередко по этой причине кивают в сторону вузов, говоря о необходимости увеличения бюджетных мест. Но, по словам Артема Шевлякова, заместителя директора школы компьютерных наук ТюмГУ, этим проблему не решить.

«Ну, мы не можем до бесконечности увеличивать прием на ИT-места в вузах. Во-первых, потому что сама образовательная программа очень сложная. Уже сейчас по факту ИТ-факультеты всей страны отчисляют половину студентов. Увеличить число тех, кто дошел до диплома, можно, но это вопрос новой методики преподавания математики и ИТ. Большая часть жалоб от реального сектора на айтишников очень похожа на скорую помощь: часто их вызывают, когда они на самом деле не нужны. И сам заказчик не всегда понимает, зачем ему вообще нужна цифровизация, зачем он вызывает ИТ-команду. Конкретный пример: к нам, допустим, обратилось руководство одной из больниц и сказало, что им нужен искусственный интеллект, который будет следить за тем, как хирурги моют руки — это такое техническое задание. А по факту тут не нужно создавать именно цифровое решение — это проблема, которая лежит в чисто психологической плоскости. Дело в том, что исследование, проведенное нашими студентами, показало, что некачественная обработка рук, разумеется, возникает не потому, что хирурги намеренно хотят нанести вред больному, а в ситуации экстремального выбора, когда перед врачом возникает дилемма: стоять над раковиной и еще одну минуту мылить руки или бежать в операционную спасать умирающего пациента», — пояснил Артем Шевляков.

По его словам, сейчас дефицит ИТ-специалистов во многом обусловлен проблемой взаимодействия с заказчиками: их запросы не всегда имеют цифровую природу. И это надо уметь объяснить, тем самым закрывая дефицит запроса на большое количество айтишников.

«Еще одна причина нехватки айтишников как со стороны потребителей, так и со стороны разработчиков — очень высокая степень дробления решений. Полностью отсутствует унификация, и каждый разрабатывает какой-то отдельный вариант решения, для сопровождения которого необходим свой коллектив. И что мы видим: например, у нас в реестре отечественного ПО сейчас более 60 российских операционных систем, десятки систем виртуализации, множество других решений, которые дублируют свой функционал. Соответственно, все компании пытаются набирать на рынке специалистов для разработки таких дублирующих решений. Да, естественно, таким образом мы получаем высокую нехватку специалистов. Ведь 60 операционных систем требуют набора 60 команд разработчиков. Естественно, каждая из них будет говорить о дичайшей нехватке специалистов на рынке. И здесь решением отчасти может стать как раз консолидация ресурсов разработчиков в одном направлении», — отметил Роман Мылицын.

Станислав Логинов подчеркнул, что с тюменскими колледжами прорабатывается вопрос создания профильных базовых кафедр под запросы на соответствующие продукты и ИТ-услуги для госсектора. Также для тюменцев организовано бесплатное обучение в Школе программирования на базе подведомственного департаменту информатизации Тюменской области учреждения — «РИО-Центре».

Участники обсудили и то, способны ли помочь онлайн-школы. Федор Селиванов отметил их значимость, но подчеркнул, что это не панацея.

«Я сильно погружался в историю с франшизой онлайн-школ Skillbox. Их смысл, на мой взгляд, в чем: они — это такая первичная воронка, чуть лучше, чем ничего. Существует большая пропасть между тем, что дают им в теории, и реальной практикой: им все равно приходится догонять. Несмотря на заверения этих курсов, что вы будете все уметь, нужна практика, нужна стажировка, нужна реальная работа с заказчиками, только тогда вы будете готовы мало-мальски. Мы как коммерческая компания взяли эту историю на себя, сделали программу, которая в том числе просеивает ребят с этих курсов. Повторюсь: это лучше, чем ничего, но такой специалист требует дошлифовки, но уже меньшего калибра», — считает Федор Селиванов.

Векторы развития

Одним из глобальных трендов остается искусственный интеллект. И отношение к нему, как отмечает Станислав Логинов, тоже глобально изменилось.

«Сегодня технологии искусственного интеллекта переосмысливаются как инструмент для повышения эффективности бизнес-процессов и высвобождения человеческого потенциала. Осознание их практической значимости становится все более очевидным: компании, которые внедряют решения на основе искусственного интеллекта, получают значительные конкурентные преимущества по сравнению с теми, кто ими пренебрегает», — подчеркнул Станислав Логинов.

Роман Мылицын отметил, что если не учитывать искусственный интеллект, то наиболее перспективными сейчас видятся квантовые вычисления, и интерес к ним стремительно растет.

«Несмотря на то, что есть ощущение, что квантовые компьютеры — это далекое непонятное будущее, в стране есть десятки коммерческих проектов с квантовыми компьютерами. Компании, использующие квантовые вычисления, зарабатывают деньги, упрощают ведение бизнеса. И в разрезе пяти лет, я уверен, квантовые вычисления будут применяться в очень большом количестве компаний. Это то, что сейчас будет двигать ИТ-отрасль и оптимизировать бизнес. Приведу пример: поиск оптимальных маршрутов для доставки каких-либо товаров: на обычных компьютерах он может длиться очень долгое время, на квантовых — за считанные секунды», — рассказал Роман Мылицын.

Также он выделил такие направления, как обработка данных и переход отрасли на сервисную модель. Станислав Логинов также подчеркнул, что следующий этап развития связан с проактивным оказанием услуг, так как люди привыкли к качественному электронному взаимодействию с органами власти без личного посещения.

«В проактивном режиме работы госуслуг при наступлении той или иной жизненной ситуации человеку приходит уведомление. В этом случае нужно будет только дать согласие на предоставление услуги, и в дальнейшем она будет предоставляться без дополнительных заявлений, автоматически. Например, данный механизм успешно реализовал себя в услуге по выплатами в период пандемии коронавируса. Но это работает при условии, если у человека в личном кабинете внесена вся необходимая информация. Еще один тренд — это принятие решений на основе данных. И новый национальный проект «Экономика данных» в том числе будет ориентирован на построение качественно новых принципов работы. Данные изменения крайне важно внедрять в практику, и бизнес-сообщество осознает необходимость этих преобразований», — резюмировал Станислав Логинов.

Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах