Война санкций, 31 авг 2022, 08:50

Нет IKEA? Есть идея. Тюменцы скупают мебель, несмотря на рост цен

Производители вынуждены поднимать цены из-за роста операционных расходов, однако спрос на их товары остался прежним
Читать в полной версии
Фото: Анна Майорова / РИА URA.RU

После объявления об уходе популярных мебельных брендов с российского рынка среди покупателей резко вырос спрос на товары для дома. За ним подскочили и цены, однако в последнее время динамика изменилась. Ситуация коснулась и Тюмени, но специфика местного рынка заметно отличается. Эксперты рассказали РБК Тюмень о том, как уход мебельных гигантов скажется на тюменском рынке и стоит ли ждать снижения цен. 

Стоит отметить, что в Тюмени IKEA никогда не была полноценно представлена. В городе работала лишь дизайн-студия, где можно было заказать нужные товары. Сейчас она закрыта.

О причинах того, почему в городе так и не появилось полномасштабного торгового центра шведской компании РБК Тюмень рассказал исполнительный директор Ассоциации мебельщиков Тюменской области Иван Бобков.

«Для жителей нашего региона, с точки зрения мебели, этот бренд никогда не являлся чем-то уникальным, поэтому его уход никак не повлиял на работу местных мебельщиков. Дело в том, что исторически так сложилось, что Тюменская область в целом больше ориентирована на продукцию, изготовленную по индивидуальному заказу. В силу этого и типовых решений крупногабаритной мебели у нас представлено не так много. Возможно, это связано с нашими историческими купеческими корнями. Думаю, что именно по этим причинам IKEA не смогла зайти в наш регион.

Более того, плотность населения Тюменской области также не давала никаких экономических предпосылок к открытию полноценного филиала. Потребности тюменцев в части товаров для дома закрывались через интернет-продажи, либо оффлайн-продажи в Екатеринбурге. Тем более для нашего северного менталитета было приятно совместить поездку в столицу Урала с покупкой нужной мебели», — прокомментировал Иван Бобков.

Предприниматель Денис Качуков, занимающийся изготовлением дизайнерской мебели по заказу, напротив, считает, что тюменцы не столь заинтересованы в индивидуальных вариантах оформления дома. 

«В Тюмени ниша дизайнерской мебели не так востребована, как например в Москве, Питере, Сочи и Краснодаре, — там спокойно могут приобрести стол за 80–90 тысяч, в то время как в нашем городе на такое вряд ли согласятся. Тюменская область больше ориентирована на производство фабричных изделий из более бюджетных материалов, таких как МДФ. Думаю, это связано с малой представленностью частного сектора и меньшей покупательской способностью. В квартирах чаще преобладают готовые типовые решения, а дизайнерской мебелью в основном интересуются обладатели загородных домов, которых в Тюмени явно меньше, чем в южных городах», — считает Денис Качуков.  

Спрос, дефицит и цены

По результатам прошедшего полугодия эксперты отметили, что в целом спрос остался прежним, с периодами небольшого прироста, обусловленными сезонностью. Сейчас происходит перераспределение аудитории. При этом значительный вклад в развитие отрасли вносят застройщики. 

«Что касается мебельной отрасли в Тюменской области, мы действительно заметили значительный рост продаж в марте-апреле, когда люди оплачивали ранее заключенные контракты для того, чтобы зафиксировать цены. Далее последовал май-июнь, который традиционно считается сезоном спада для мебельного рынка. Следующий подъем начинается сейчас, в августе, и продлится до конца осени. Производители уже смогли перенастроить логистику и найти новых поставщиков, чтобы преодолеть кризисный период. При этом уход крупных мебельных брендов позволил покупателям обратить внимание на то, что вокруг есть множество других компаний, которые работают не хуже, а где-то даже лучше и дешевле», — пояснил Иван Бобков. 

«Относительно цен, — с февраля они взлетели на 30-40%, в зависимости от позиций. Так, плитные материалы [изделия, предназначенные для изготовления конструктива, оформления зданий, производства мебели, — прим. ред.] за март-апрель рост цен на них составил порядка 30%, но в настоящее время они существенно подешевели. По некоторым позициям цены вернулись на дофевральский уровень», — рассказал РБК Тюмень Иван Бобков.

Денис Качуков рассказал о значительном повышении цен на сырье, расходники, и другие сопутствующие материалы, из-за чего выросли операционные расходы, следовательно, подорожала и производимая продукция. Однако, несмотря на это покупательская способность осталась на прежнем уровне. 

«Наша цена на мебель полностью зависит от стоимости древесины. Если год назад я покупал 1 куб дуба за 100-110 тысяч рублей, то сейчас тоже самое количество обойдется уже от 180 тысяч рублей, то есть, практически в два раза дороже. Стоит отметить, что ценные породы древесины, такие как дуб, бук, орех и другие, дорожают практически всегда, независимо от экономической обстановки в мире. Удорожание происходит в геометрической прогрессии примерно 3-6 месяцев. При этом не совсем понятно, к чему оно привязано и почему у нас в стране, при наличии большого количества сырья, происходит такой рост. Нет никаких регулирующих мер со стороны ФАС», — рассказал РБК Тюмень Денис Качуков. 

Некоторые позиции все же начали возвращаться к дофевральским ценам, однако предприниматель уверен, что в будущем возникнет острый дефицит зарубежных компонентов. По его словам, использовать более дешевые аналоги — нерентабельно. 

«После начала СВО цена на клей германского производства из-за дефицита выросла до 4500 рублей за 4 кг. Сейчас, когда объем продукции восстановился он подешевел до 3500 рублей, но все же не до прежнего уровня, когда я покупал его за 2700 рублей. Хороший клей в основном производится в Германии, а там на фоне дефицита энгергоресурсов уже в ближайшем времени не смогут обеспечить прежних объемов поставок, соответственно, можно ожидать, что цена на него снова вырастет. Использовать более дешевые аналоги — нецелесообразно, поскольку возникает риск брака, а это убытки для предприятий. Радужной картины в любом случае нет. Мы используем в основном зарубежные бренды, поскольку похожего качества на российском рынке просто нет. В этой ситуацию покупателю остается лишь смириться с новой ценовой политикой. Цена нашего труда осталась прежней, однако сырье и операционные расходы значительно возросли», — рассказал Денис Качуков. 

Проблем добавила и блокировка Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской на территории РФ, — прим. ред.). В результате этого вести бизнес стало сложнее. Тем не менее, покупатели по-прежнему заинтересованы в покупке дизайнерской мебели. 

«Ранее мы были сильно привязаны к этой соцсети, и поскольку сейчас эта площадка не принимает рекламу от российских пользователей, наш охват аудитории и потенциальных покупателей значительно снизился. При этом нельзя сказать, что люди каким-либо образом пытаются сэкономить, потому как при возросших ценах спрос на нашу мебель остался на прежнем уровне. Дизайнерская мебель — это не предмет первой необходимости, однако покупатели все равно находят на это деньги. Думаю, это связано с тем, что кардинальных сдвигов в экономике не произошло. Да, цены на все выросли, но на общей покупательской способности это сильно не отразилось», — отметил Денис Качуков. 

Туманные перспективы

В целом, мебельная отрасль в Тюмени имеет все ресурсы к экономическому росту и обширный рынок сбыта, однако на пути к этому есть ряд проблем, начиная со стоимости персонала и заканчивая дефицитом фурнитуры. 

«Я не думаю, что в ближайшее время у нас в регионе появятся какие-либо крупные мебельные производства, ориентированные на массовый спрос. Это обусловлено тем, что у нас выше стоимость персонала, если сравнивать ее, например, с Центральной Россией, другая логистика. Мебельная промышленность в Тюменской области в основном представлена предприятиями СМП и микробизнеса, которые ориентированы на потребности населения.

Единственная тенденция, которая, по моему мнению, в ближайшее время будет преобладать — это перераспределение и укрупнение производств. Малый бизнес будет расти до среднего, кто-то из малого уйдет в микробизнес и т.д. Предпосылки к этому заключаются в том, что потребительский спрос в целом все же снижается, денег становится меньше, соответственно, растет конкуренция. Будут также иметь место различные объединения и коллаборации, чтобы усилить позиции и оптимизировать расходы», — прогнозирует Иван Бобков.

Он также отметил, что перспективы тюменского рынка в направлении изготовления мебели весьма положительны, поскольку «локомотивом» для ее развития является строительная отрасль. Тюменская область — один из лидеров в стране по объему ввода объектов недвижимости. Чем больше объемы продаж и строительства квартир, — тем больше потребность в мебели. Сюда же можно отнести гостиничный, арендный бизнес и глэмпинги. 

Параллельный импорт мебели в Тюмень

О том, помогут ли России дружественные государства и параллельный импорт справиться с нехваткой различных компонентов высказался Денис Качуков. 

«Сейчас в России острый дефицит мебельной фурнитуры, особенно зарубежного производства. В конечно итоге мы столкнемся с дефицитом, если не в ближайшее время, то через полгода. Параллельный импорт и соседние дружественные республики, такие как Казахстан, тоже не смогут покрыть потребностей нашей страны. Еще один аспект — это длительность. Если раньше необходимый товар из-за границы можно было получить за неделю, то уже сейчас некоторые позиции приходится ждать около месяца, а это чревато простоями на предприятиях. Китай выручает, но это, опять же, долго», — прокомментировал предприниматель.

Недавно РБК Тюмень писал, что в июне произошел рост продаж с рук одежды, мебели и товаров для спорта. Тенденция связана с тем, что на продажу выставляются не только подержанные вещи, но и новые, по меньшей цене, чем в брендовых магазинах.


Больше деловых новостей в Telegram-канале РБК Тюмень  Читайте РБК Тюмень в Яндекс.Новостях 

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы
Pro
Зарубежным мессенджерам выдали красную карточку: 5 вариантов на замену
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух