Замгубернатора Шумков: «Разговоры о том, что инвестору мешают, вранье»
В третьем Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, итоги которого были озвучены на ПМЭФ, Тюменская область заняла шестое место. Власти готовы предложить бизнесу разные преференции, однако некоторые проблемы в области пока не решены. О том, мешают ли IKEA открыть торговый центр в Тюмени, сколько денег тратят на поддержку инвесторов и будет ли правительство вмешиваться в конфликт Тюменьстальмоста и Сбербанка, РБК Тюмень рассказал заместитель губернатора Вадим Шумков.
— Вадим Михайлович, сейчас в регионе действуют сразу несколько индустриальных парков. Сколько всего область вложила в их развитие?
— Сегодня это три площадки. Индустриально-логистический парк ДСК-500 площадью 53 га. И две индустриальные площадки — Боровская и Богандинская. Их общая площадь 300 га. Инвестиции на их создание в данное время составили порядка 350 млн рублей. При этом общий объем начатых там инвестиционных проектов уже составляет несколько миллиардов рублей. В планах — получить как минимум 10-15 рублей частных инвестиций на каждый рубль бюджетных вложений. Надеемся, будет значительно больше.
— Губернатор Владимир Якушев анонсировал, что планируется появление еще одного индустриального парка.
— Сейчас подходим к созданию площадки в восточной части области — агроиндустриального парка в Ишиме. Это логическое продолжение проекта Аминосиб, который уже почти реализован в том районе. Первое в регионе серьезное биохимическое производство с общим объемом инвестиций почти в 7 млрд рублей и с созданием до 350 новых рабочих мест. Нам интересно дальнейшее развитие на этой территории проектов схожей либо подобной направленности. Потому правительство и Агентство инфраструктурного развития сейчас вплотную занимаются этим проектом.
Вместе с тем, вопрос не в том, что мы планируем вкладывать средства в строительство еще одного парка. Мы предоставляем инвесторам площадки с максимальным комплексом преимуществ на одной территорий для того, чтобы там могли стартовать новые инвестиционные проекты, а наши люди — получать работу рядом со своим домом.
Сегодня в промышленности рентабельность многих производств и новых проектов составляет 5-7% годовых. Реализовывать такие проекты при ставке кредита в 15% годовых (большинству инвесторов необходимы заемные средства) невозможно.
Такой проект просто «не полетит» по правилам элементарной арифметики. Потому мы стараемся собрать все льготы и условия, какие только можем, в комплекс.
— Что для этого нужно сделать?
— Как правило, для этого необходимо выполнять несколько вещей. Первое — давать землю бесплатно либо по минимальной стоимости. Второе — подводить сети и предоставлять их инвестору быстро и бесплатно. Третье — давать налоговые льготы автоматически, не гоняя предприятия по кругу «правительство — дума — правительство». Четвертое — предлагать имеющиеся региональные и федеральные финансовые инструменты поддержки. Скажем, резиденты индустриальных парков получают инвестиционные займы под 7% годовых. Некоторые покупают оборудование в лизинг, им возвращают первый взнос, до половины стоимости самого оборудования. Пятое — любой, даже самый маленький, инвестор должен видеть заинтересованность правительства и уполномоченной организации в своем проекте. Ведь реализуя его, он развивает наш регион и обеспечивает рабочими местами наше население. Потому сделать все возможное, чтобы его проект удался, это наша общая задача. Именно в наборе эти факторы делают для инвесторов развитие производств более-менее интересным.
Создавая концентрацию преимуществ на отдельных территориях, мы готовили к запуску предыдущие площадки. Над четвертой площадкой, которая будет расположена в Ишиме, мы пока работаем. Как я и сказал, на 70 га будет агроиндустриальный парк. Планируем, что там может осуществляться переработка зерна, иные виды переработки и производства аграрной продукции. Считаю, что для развития этого проекта у нас есть нужные условия. Первое — необходимое количество зерна у нас и у соседей. Второе — неплохая логистика (Ишим находится на Транссибе). Третье — это наши желание и воля.
— Каковы сроки реализации этого проекта?
— Вторая половина 2017 и весь 2018 год. Пока предварительно. Потому что работа только началась.
— Кто будет резидентом?
— Процедура создания любого парка разбивается на несколько этапов. Первое — выбираем землю, затем передаем ее Агентству инфраструктурного развития Тюменской области. На третьем этапе проектируем сети и коммуникации, потом начинаем работать по их подведению. Переговоры с потенциальными резидентами идут. Со второго этапа они будут более интенсивными. Вместе с тем, называть конкретные компании и производства рано.
— Но ведь потенциальные инвесторы уже известны?
— Я уже сказал — полное понимание будет позднее. Переговоры ведем, компании понятны. Задача — создать новые рабочие места, придать импульс развитию восточных районов области и улучшить жизнь их населения, а не просто оформить землю и построить сети.
— Вы ранее отмечали, что для инвестора очень важна земля. И в конце прошлого года поднимался вопрос о том, что Тюмень зажата федеральными землями, из-за этого возникает масса проблем. Удалось разрешить ситуацию?
— Этот вопрос остается важным, но проблемой номер один земля была в 2007-2014 годах.
С 2012 многие стали говорить про дороговизну финансовых ресурсов. Особенно заметно это стало на фоне санкций.
Сейчас же не менее важна нехватка квалифицированных кадров. Растет проблема сбыта производимой продукции. И сегодня правительство должно заниматься не только предоставлением земли, не только финансовыми инструментами, но и целевой подготовкой кадров под инвестора, и вопросами сбыта, потому что внутренний рынок во многих отраслях падает, платежеспособность жителей не везде растет. Не будет продаж, незачем будет строить новые производства, люди не получат работу, а бюджет — налоги.
Касательно вашего вопроса по земле — идет работа с ФАНО (Федеральным агентством научных организаций), которое является распорядителем ряда федеральных земель, и с Росимуществом. Надеюсь, что все получится.
— Давайте перейдем к конкретным инвестпроектам. Возможно, не самый крупный в области, но один из самых обсуждаемых из них — строительство ТЦ IKEA. Переговоры идут уже давно. На какой они стадии?
— Конечно, жителям комфортно, когда такая торговая сеть есть в регионе.
Вместе с тем компания IKEA является довольно непростым переговорщиком.
Губернатор и правительство несколько раз инициировали такие переговоры. Но всякий раз находились причины отлагательного характера: то город маленький (по стратегии IKEA ТЦ строятся в «миллионниках»), то кризис мешал. Мы предоставили несколько вариантов площадок. Сейчас участок выбран. Сделку по его оформлению должны закончить до конца текущего года. Потом будет осуществляться проектирование и подготовка участка. И только в 2021 году, согласно своей стратегии, компания планирует начать строительство.
Все разговоры о том, что данному инвестору мешают в Тюмени, — полное вранье и спекуляции. Мы уважительно относимся к компании, считаем, что наши жители имеют право покупать ее товары, не выезжая за пределы региона.
Специально под IKEA переработан норматив по парковочным местам и генеральный план города по решению вопроса подводящей инфраструктуры. Вместе с тем создавать для нее исключительные условия за счет бюджетных инвестиций не можем, в том числе потому, что это торговая сеть, к тому же с иностранной юрисдикцией. Сейчас решение вопроса по началу и параметрам проекта полностью на стороне компании.
— Еще один интересный проект — оптово-распределительный центр (ОРЦ). Как возникла идея его создания?
— Мы считаем, что Тюмень, с учетом ее исторического и экономического прошлого, может быть регионом, через который не просто проходят серьезные транзитные товарные потоки, но где они сосредотачиваются и обрабатываются. На этом регион сможет зарабатывать дополнительно, выступая как межрегиональный хаб. Первые два новых крупных логистических центра с подачи правительства в регионе появились. Один уже работает, другой планируем открывать в августе этого года. Но это логистика конкретных торговых компаний, мы же считаем, что у Тюмени есть шансы стать перевалочной базой не только для «Магнита» или Х5.
Концепт ОРЦ достаточно прост: должна появиться площадка, которая будет принимать аграрную продукцию, осуществлять ее подготовку, мойку, сушку, упаковку, штрихкодирование, возможно, и определенную переработку. Затем продукция идет на продажу в сети, в розницу, на рынки.
— Почему именно сейчас необходима такая площадка?
— Сегодня рынок, на котором торгует сам фермер, — это чаще всего самообман. Человек из деревни, которая находится за 100 или 300 км от Тюмени, не может приезжать и торговать ежедневно при том, что ему нужно быть в поле либо на ферме. Проблема сбыта аграрной продукции стоит очень остро, постоянно появляются посредники. Предприятия АПК и фермерские хозяйства, а также сельскохозяйственные кооперативы должны получить мощную товаросопроводительную сеть, задача которой принимать продукцию и отправлять ее на прилавки, минуя дополнительных посредников. Поэтому ОРЦ может стать площадкой, куда будет сходиться аграрная продукция Тюменской области и иных регионов. Также она может обслуживать товарные потоки из других стран. К примеру, плодоовощную продукцию, которая нередко реализуется едва ли не на земле, без надлежащих санитарных и иных условий для хранения. Это официальная стратегия Минсельхоза, согласно которой в стране должен появиться ряд новых оптово-распределительных центров.
При этом мы не стоим горой именно за этот проект, смотрим на иные варианты использования данной площадки. Просто ее расположение очень удобно именно для такого задействования. И такой проект помог бы нам в существенной мере разрешить проблему сбыта.
— Каков объем вложений, и кто может быть инвестором?
— Если говорить про ОРЦ, то инвестиции, по нашей оценке, начинаются от 2 млрд рублей. Это если не вникать в технические детали, потому что оператор будет под себя формировать холодильные мощности, подъездные пути и так далее. Мы сейчас ведем переговоры с несколькими крупными компаниями и инвестиционными фондами. Это должна быть компания, которая уже занимается этим бизнесом, либо страна, заинтересованная в наращивании потока качественной продукции на российский рынок.
— Для инвестора важна налоговая политика. Уже несколько месяцев обсуждается тема о том, что якобы тюменские бизнесмены меняют «прописку» из-за активности регионального УФНС. Об этом говорят сами предприниматели, бизнес-омбудсмен области, власти. И только налоговая утверждает, что количество регистрируемых юрлиц увеличивается. И тут важно понять, кто в таком случае уходит из Тюмени, а кто, наоборот, приходит. Есть у вас такие данные?
— Они есть у налоговой, которая ведет реестр. И я бы хотел отметить, что подобные разговоры идут во многих других субъектах. Мы понимаем, что для пополнения бюджета в условиях роста собираемости отчислений налоговая иногда вынуждена работать жестко, но в рамках закона. И предприниматель должен решить: выполнить все требования сейчас или переехать, скажем, в Москву, где юрлиц много и очередь при проверке до него дойдет не сразу. Нередко по этому поводу бывают информационные вбросы и спекуляции. Но иногда мы действительно ведем сложные переговоры, предпринимателю из другого региона предлагаем в Тюмени построить новый завод, организовать рабочие места. И когда это предприятие потом нам говорит, что на него жестко давят, разумеется, нас это не может не волновать. Я считаю, что с налоговой в этом случае мы смогли выстроить диалог. Сейчас созданы несколько инструментов, которые необходимо развить и задействовать по полной. Это конфликтная комиссия, совет при налоговой, который разбирает такие ситуации.
На мой взгляд, проблема не в Тюмени и не в любом другом региональном центре, а в том, что у Минфина (которому подчиняется налоговая) и Минэкономразвития разные цели.
Мне кажется, было бы логично сделать для них общие показатели: увеличение количества субъектов малого предпринимательства, за счет этого появление новых рабочих мест и налоговых отчислений, рост оборота таких компаний и собственных инвестиций. Тогда все будут в «одной лодке», которой нужно управлять совместно, и вместе решать единую задачу, не раздергивая ее по отраслевому принципу.
— А как кадровую проблему будете решать? Заключать соглашения с вузами?
— Соглашения с вузами — это просто бумага. Нужны активные люди и механизмы, чтобы она работала. У нас есть несколько техникумов, куда мы «заводим» современные предприятия, которым нужны кадры. Им через понятный механизм дали возможность участвовать в аттестации преподавателей, последние же обязаны минимум раз в три года проходить длинную стажировку на этих предприятиях. А заводы направляют своих сотрудников преподавать. При этом и те, и другие стажируются с сохранением их зарплаты по основному месту работы.
— У области есть разные инструменты поддержки инвесторов. Некоторые вы уже назвали. И на это должны тратиться серьезные средства. О каких суммах идет речь?
— Параметры программ по развитию МСП и промышленности на 2017 год составляют 214 и 279 млн рублей, соответственно. Вместе с тем, если есть новые проекты и они не помещаются в выделенные лимиты, то дополнительные суммы поддержки обсуждаются с губернатором. Именно так идет согласование каждого нового крупного проекта, инвестиционного займа и выделяются средства на поддержку фермерских проектов под 3% годовых или инновационные микрозаймы также под 3%. Руководитель региона в курсе каждой инициативы и каждого проекта. К 2018 году планируем подготовить новые механизмы и инструменты поддержки в части стимулирования сбыта продукции, производимой предприятиями Тюменской области, и роста производительности труда. Делать это будем за счет перераспределения ресурсов.
— В предыдущие периоды какие были суммы?
— Несколько больше. Особенно программа развития МСП, с учетом того, что она формировалась с участием федерального софинансирования, которое сократилось в четыре раза.
— На мой взгляд, региону важно не только появление новых инвесторов, но и успешная работа действующих предприятий. Сейчас особенно острым стал конфликт Тюменьстальмоста и Сбербанка. Власти будут влиять на ситуацию?
— Не считаю, что правительство должно активно комментировать этот вопрос. Разбираются крупный банк и собственник частного предприятия. В данной ситуации правительство что должно сделать? Взять деньги у налогоплательщиков и заплатить банку за частную компанию, которая, возможно, неэффективно сработала? Они должны договориться между собой. Правительство и губернатор контролируют ситуацию с точки зрения того, чтобы завод полноценно заработал как можно скорее и люди имели рабочие места и заработную плату. Варианты этого и прорабатываются в настоящее время.
— То есть пока власти не планируют вмешиваться в этот конфликт?
— Правительство проинформировано по всем аспектам ситуации, но пока необходимости в активном вмешательстве нет. Губернатор полностью в курсе вопроса.