Тюмень, 15 июн 2017, 11:25

Глава аэропорта «Рощино» – РБК Тюмень: «Акционеры готовы к расширению»

Читать в полной версии
Фото: РИА URA.RU

Аэропорт «Рощино» третий год находится под управлением «Новапорта» (акционерами являются AEON Corporation и Meridian Capital). Новые арендаторы ранее говорили об инвестициях, строительстве второго терминала и гостиницы, а также о кратном росте пассажиропотока. Что из обещанного уже реализовано, как авиагавань изменится в будущем и какие рейсы могут появиться совсем скоро, в интервью РБК Тюмень рассказал генеральный директор АО «Аэропорт Рощино» Игорь Лужбин.

— Игорь Сергеевич, 2016 год компания «Аэропорт Рощино» закончила с хорошими финансовыми показателями. Рост чистой прибыли на 182%, выручки — на 22,6%. Как этого удалось достичь?

— Если вы помните, в 2015 году всю авиационную отрасль колотило. Компания «Трансаэро» ушла с рынка, была сложная ситуация с «ЮТэйр», рост цен, валютные колебания, закрытие турецкого направления. Все это влияло на платежеспособность населения, а значит на пассажиропоток. То есть база 2015 года была очень низкой. В прошлом году ситуация понемногу стала меняться. Благодаря правительству области в 2016 году нам удалось запустить целый ряд маршрутов на региональных направлениях, мы увеличили частоты на север Тюменской области (Новый Уренгой, Салехард). Кроме этого, нам удалось защитить повышение регулируемых тарифов в ФАС.

— Речь идет о тарифах на перевозку?

— У нас есть пять регулируемых тарифов. Пользование аэровокзалом, взлет-посадка, авиационная безопасность и так далее. По перечисленным пунктам удалось защитить повышение на 15%.

Генеральный директор АО «Аэропорт Рощино» Игорь Лужбин (Фото: РИА URA.RU)

— Какие планы по увеличению пассажиропотока?

— Перед нами стоит задача сделать максимально приемлемые перелеты, увеличить пассажиропоток, сделать «Рощино» региональным хабом. В прошлом году мы перевезли чуть больше 1,5 млн людей. Но это большой прирост по сравнению с предыдущими годами. В 2017 году по пассажиропотоку планируем прирасти на 15-18%. На начало июня мы идем с превышением показателей на 27%.

— А за счет чего этого удалось добиться?

— Во-первых, открылись рейсы в Турцию, самолеты летают практически ежедневно. Во-вторых, московское направление дает где-то порядка 9-10%. Из Тюмени в Москву ежедневно летают 11 рейсов, и они хорошо заполняются. Плюс ежедневные полеты в Новосибирск. Прирост наблюдаем и по трансферным потокам. В частности, за первые пять месяцев 2016 года трансферных пассажиров было чуть больше 2 тыс. человек, в текущем году — уже около 5 тысяч. Сегодня неплохой трафик идет с северных регионов Тюменской области (+6,5%), Санкт Петербурга (+9,7%), южных направлений (+26%).

— Игорь Сергеевич, вернемся к финансовым показателям. Что ожидаете от текущего года?

— Думаю, что показатели будут выше и по чистой прибыли, и по выручке. Также мы очень скрупулезно относимся к расходам. В парке у меня порядка 250 автомобилей, на все делали страховки, техобслуживание, техосмотры. Это огромные деньги. Я предложил разделить парк: есть часть автомобилей, которая необходима для выполнения суточного плана, есть резерв, а есть третья колонна, которую мы поставили и забыли. Содержание сократилось ощутимо. Вывели на аутсорсинг непрофильные виды бизнеса. Например, траты на клиниг удалось снизить в три раза.

Фото: РИА URA.RU

— Что еще «Новапорт» изменил в работе тюменского аэровокзала?

— Под управлением компании находится порядка 13 аэропортов. Есть старый портфель (например, порт Новосибирска), а есть новый (Калининград, Минводы). В старых — уже понятна структура, обязанности, пройден путь внедрения необходимых технологий. Все эти наработки мы переносим в новые активы.

Приступив к операционной деятельности в «Рощино», мы оптимизировали процессы. Допустим, сейчас пассажиров воздушных судов (типа ATR) встречают только водители автобусов. Из этого звена исключены девушки-агенты, потому что они должны работать в аэровокзале, а не ездить сопровождающими. Или ранее подгон-отгон телетрапов осуществляли четыре человека, на сегодняшний день с этой работай справляются двое. Работаем над качеством обслуживания пассажиров. В частности, подчиненные сейчас проходят обучение, как выходить из кризисных и стрессовых ситуаций.

Мне очень понравились слова замминистра транспорта РФ Валерия Окулова на одном из транспортных форумов, что,

если численность сотрудников аэропорта достигает тысячи человек, а порт перевозит одну тысячу граждан, то это не бизнес, а собес.

Поэтому все говорят о повышении производительности труда. Мы к этому стремимся: убирая лишние звенья, увеличивая нагрузку, добавляя заработную плату.

— Кстати, про оптимизацию штатной численности. По итогам 2016 года компанию покинули 337 человек (большая часть — административно-управленческие кадры). Увольнения в текущем году будут?

— Сейчас у нас работает около 1,1 тыс. человек. Это оптимально с учетом той производственной программы, которую мы планируем на 2017 год.

— Сколько новые акционеры инвестировали в тюменскую гавань? На что пошли средства?

— Пока вложения не такие большие. В прошлом году инвестиции составили порядка 20 млн рублей. Купили новую перронную технику, багажные тележки, сделали объединенную зону досмотра, переделали бизнес-зал.

Сейчас мы разрабатываем большой проект перепланировки гавани, которая будет более эффективной с точки зрения обслуживания.

— Но ведь комплекс совсем недавно сдали в эксплуатацию.

— Мы не стоим на месте. Данный проект 2010 года. Технология обслуживания пассажиров давно поменялась. В аэропорту много помещений, которые нужно отдать пассажирам, расширить залы, зону выдачи багажа. Будем переделывать международный сектор.

— Проект рассчитан на текущий год?

— Следующий. Инвестиции составят порядка 300 млн рублей.

Фото: РИА URA.RU

— По данным РБК Тюмень, велись переговоры с сетью отелей AZIMUT о строительстве гостиницы возле аэропорта. Так ли это?

— На сегодня мы привлекли консультанта по проекту — американскую компанию Cushman & Wakefield. У них большой опыт в гостиничном бизнесе. Они помогают составить техническое задание на гостиницу, выбрать оператора. Вы правы, мы вели переговоры с международной сетью отелей AZIMUT. Было принято решение, что будем с ними работать. Но это не окончательно.

Могу сказать, что это будет гостиница среднего ценового сегмента на 150 номеров, построенная с нуля. Мы уже определились с участком, на котором будет вестись стройка. Правда, земля находится в федеральной собственности, сейчас ведем переговоры с Росимуществом. Работы могут начаться уже во второй половине 2018 года, к 2021 году, как раз к Чемпионату мира по биатлону в Тюмени, гостиница начнет работать.

— Глава Тюменской области Владимир Якушев говорил, что аэропорт «Рощино» должен стать региональным хабом. Как вы будете этого добиваться?

— Мы планомерно идем к поставленной задаче стать региональным хабом. Но работы еще много. Как я уже говорил, есть двукратный прирост по трансфертным пассажирам, а это значит что граждане начинают пользоваться «Рощино» как пересадочным узловым центром. И эта программа постепенно набирает обороты. Хорошие стыковки между рейсами, приемлемые сквозные тарифы и удобные трансферные зоны для пассажиров, я уверен, дадут результат.

— Неоднократно эксперты говорили, «чтобы в Тюмень пришли пассажиры, нужно открыть удачный рейс в один из азиатских хабов (Дубай или Стамбул) и в один из европейских (Мюнхен, Франкфурт или Прагу)». Как продвигаются переговоры с игроками рынка по этому вопросу?

— В Стамбул уже есть регулярный рейс. В Тюмень пришел перевозчик Atlas Global. На первом рейсе полетели более 50 человек. Причем десять из них отправились трансфером через Стамбул в Париж или Анталию. Для первого регулярного рейса это хорошие показатели.

Фото: РИА URA.RU

— На каких условиях удалось договориться с авиакомпанией?

— Мы договорились по скидкам согласно нашему действующему прейскуранту. Будем нарабатывать данное направление. Сегодня для них мы сделали самый маленький разворот международного рейса — 1 час 10 минут (обычно 2,5 часа). За это время самолет полностью готов к вылету обратно.

— Есть перспектива сделать рейс ежедневным?

— С учетом приемлемых цен, регулярности, думаю, да. С данным рейсом мы открываем ворота в Европу. Из Стамбула можно улететь куда угодно — в Ганновер, Дюссельдорф, тот же Мюнхен.

— Какие новые международные направления могут появиться?

— Занимаемся увеличением частот и емкостей на существующих направлениях дальнего и ближнего зарубежья. Дополнительно прорабатываем Казахстан и Китай.

— Совладелец аэропортового холдинга «Новапорт» Роман Троценко, открывая обновленный «Рощино», не исключил, что будет построен второй терминал аэропорта рядом с существующим. Насколько эти планы реальны?

— На сегодня площадь аэровокзала — 27 тыс. квадратных метров. Этого нам хватит на 2,5-3 млн пассажиров в год, то есть ориентировочно до 2022 года. Будем смотреть и отслеживать трафик, когда почувствуем, что нагрузка на вокзал пиковая, будем расширяться. Правда, если трафик будет расти в таком темпе, как сейчас, то придется уже к 2020 году строить. Акционеры к этому готовы.

Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ