Башкортостан, 03 фев 2021, 15:28

Аналитики оценили долю невозвратной «кредиторки» банкротов Башкирии

Республика заняла 46 место в региональном рейтинге.
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Башкирия заняла 46 место в региональном рейтинге банкротств в России, расположившись во второй половине списка, где кредиторская задолженность компаний-банкротов относительно невысока — от общей по компаниям региона она составляет 2,8%, по российским банкротам — 0,9%. Это следует из расчетов рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР; входит в холдинг РБК), проведенных совместно с системой скоринга контрагентов Rescore по докризисному 2019 году на базе информации Единого реестра сведений о банкротстве и данных Росстата.

Для сравнения, лидером регионального рейтинга по доле долгов банкротов в общей «кредиторке» региона стала Мордовия, где этот показатель достиг 44,7%, или 75 млрд рублей в абсолютном выражении. За ней следуют Карачаево-Черкесия (26,2%), Чувашия (22,3%) и Хабаровский край (20,0%), на пятом месте располагается Волгоградская область (14,7%).

В Приволжском федеральном округе, помимо Мордовии и Чувашии, наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Татарстане (12,3%) и Саратовской области (11%), далее с большим отрывом от них следует Оренбургская область (5,1%).

Кроме того, аналитики рассчитали долю трех крупнейших банкротств, которая для республики составила 21,8%. «Рекордсменами» по этому значению в России оказались Мордовия (93,9%), Чувашия (94,8%) и Хабаровский край (88,4%).

Всего долги российских банкротов перед поставщиками, подрядчиками, персоналом и бюджетами по итогам 2019 года составили 1,9 трлн рублей, или 2,8% от совокупной кредиторской задолженности в России. Как сообщает РБК, при банкротствах кредиторам возвращается, согласно проанализированным данным, не более 5% от сумм долга. Таким образом, речь идет о 1,8 трлн рублей невозвратных потерь реального сектора. По данным Минэкономразвития, в РФ только 2% банкротов имеют шанс восстановить свою платежеспособность против 30% в США. 28 января ведомство направило проект поправок, которые могут кардинально поменять саму процедуру.

Как ранее сообщал РБК Уфа, число жителей Башкирии, признанных банкротами в судебном порядке, с января по сентябрь 2020 года увеличилось на 42% по сравнению с январем — сентябрем 2019 года. По мнению финансового омбудсмена республики Валерия Шарипова, де-юре оздоровление физлиц-банкротов предполагается, но де-факто практически не используется.   

Методология расчетов

В качестве статистической базы исследования НКР было отобрано 12 тыс. компаний, в отношении которых в 2019 году была введена процедура банкротства. Для оценки объема кредиторской задолженности (речь идет о задолженности перед поставщиками, подрядчиками, персоналом, бюджетами, не о долгах перед банками) использовалась отчетность компаний за 2017–2018 годы. В качестве источника финансовой отчетности компаний-банкротов 2019 года, а также сведений о совокупной кредиторской задолженности компаний региона использовались данные Росстата.

Исходя из текущей практики, конкурсное производство может занимать от 12 до 18 месяцев. Таким образом, кредиторская задолженность попавших под конкурсное производство компаний за 2017–2018 годы может считаться в том или ином виде проблемной — просроченной или полностью невозвратной, считают авторы исследования.

Управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов отметил умеренный объем потерь от кредиторской задолженности компаний-банкротов в 2019 году, который продемонстрировала Башкирия. Доля безвозвратной «кредиторки» составила 2,8% от общей «кредиторки» компаний в регионе, что меньше среднего по стране уровня в 5%. Также ситуацию в республике характеризует низкий уровень концентрации банкротной задолженности перед кредиторами на отдельных компаниях.

«Доля трех крупнейших банкротов в общем объеме банкротной «кредиторки» составила 22%, а на самого крупного банкрота пришлось 8%. Данное обстоятельство говорит об относительной защищенности экономики республики от эффекта домино, когда в результате банкротства одной крупной компании негативные последствия испытывает широкий круг компаний-поставщиков», — пояснил Пискунов РБК Уфа.

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Кремниевая долина в упадке. Вся надежда на эти 3 технологии
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта