Электроэнергия в Башкирии немного «позеленела»
Крупный проект на территории Башкирии реализован компанией «Хевел» (совместное предприятие Группы компаний «Ренова» и ОАО РОСНАНО). Мощность первой очереди составила 10 МВт. Инвестиции «Хевела» в строительство превысили 1 млрд рублей. Общая мощность Бурибаевской станции после ввода второй очереди будет равна 20 МВт, а всего в Башкирии компанией планируется построить семь таких станций, суммарная мощность которых составит 59 МВт. Общий объем инвестиций оценивается более чем в 6 млрд рублей. По словам заместителя генерального директора ООО "Хевел" Олега Шуткина,срок возврата инвестиций в проекты возобновляемой энергетики составляет 15 лет с нормой доходности 12-14 процентов. В планах «Хевела» — в ближайшие три года ввести в строй 500 МВт новой солнечной генерации в различных регионах России.
Об альтернативной, «зеленой» энергетике много говорили на уфимском энергетическом форуме. Развитие этого направления - работа на будущее. По словам заместителя министра энергетики России Алексей Текслера, в ближайшие 15-20 лет мир будет по-прежнему углеводородным. Недостатка в электроэнергии от традиционных источников в России не наблюдается. Но во всем мире активно развивают альтернативную электроэнергетику, и России нельзя отставать. Еще один аспект – наша страна имеет огромный энергетический ресурс и готова его экспортировать, но страны – импортеры нашей энергии стремятся снизить свою зависимость от российских поставок и все больше переходят на альтернативные источники, обгоняя нас технологически.
Планы в части развития альтернативной энергетики стоят большие. Как было заявлено на заключительном пленарном заседании форума, к 2024 году до 20 ГВт энергии в стране должно производиться от нетрадиционных источников. Для сравнения - сейчас общий полезный отпуск электроэнергии ото всех источников в России составляет 158 ГВт энергии. Однако такие амбициозные планы по развитию электроэнергетики ставятся давно. Еще в 2009 году правительство России утвердило программу использования в России возобновляемых источников энергии. Согласно этому документу, к 2015 году производство электроэнергии из возобновляемых источников должно было составить 2,5% (по факту – менее 1%), а к 2020 году - 4,5%.
По мнению экспертов, развитие нетрадиционной энергетики сдерживают низкие цены на нефть, отсутствие проработанной эффективной государственной программы стимулирования и средств на ее поддержку.
Три года назад директор АНО «Центр энергосбережения РБ» профессор Игорь Байков в и интервью журналу «Уфа» говорил, что «при существующих тарифах на электроэнергию и высокой стоимости оборудования нетрадиционная энергетика на основе возобновляемых ресурсов в плане конкурентоспособности полностью проигрывает обычной. Для ее развития нужны законодательно оформленные стимулирующие меры как на уровне региона, так и страны». По мнению эксперта, до сих пор таких мер нет. Игорь Байков приводит в пример западные страны, где государство, во-первых, дотирует строительство станций, работающих на возобновляемых источниках, во-вторых, дает возможность владельцам таких станций «сбрасывать» избыток вырабатываемой энергии в единую сеть, а потом, при недостаточной выработке, пользоваться лимитом бесплатной энергии. Но для этого каждая станция, независимо от мощности, должна иметь гарантированный доступ к единой энергосети.
Бурибаевская солнечная электростанция имеет доступ к сети. По словам заместителя генерального директора ООО "Хевел" Олега Шуткина, механизм поддержки предусматривает работу солнечной электростанции на оптовом рынке. Электроэнергия поступает в общую сеть, поставляется на оптовый рынок по цене, сложившейся на рынке, и дальше передается потребителям. Население при этом вне зависимости от источника электроэнергии оплачивает электроэнергию по установленному в регионе тарифу.
Заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Дмитрий Шаронов рассказал РБК-Уфа, что государство выкупает электроэнергию у Бурибаевской СЭС в 4 раза дороже рыночной цены - по 8 рублей за кВт/ч. Но если бы в район, где расположена станция, прокладывали линии электропередач, это обошлось бы для государства дороже.
Перспективы работы солнечной электростанции в нашем регионе Игорь Байков оценивает скептически. По мнению эксперта, вряд ли она выйдет на установленную мощность – 10 МВт. В настоящее время станция выдает в 4 раза меньше – 2,5 МВт. Солнечные батареи могут эффективно работать лишь в теплое время года с достаточной продолжительностью светового дня. Применительно к нашему региону, это около 200 дней в году. При этом каждый год КПД станции будет падать (скажется износ батарей, запыление и загрязнение). Опыт эксплуатации подобной станции в Крыму показывает, что КПД ежегодно падает на 3%.
Не вышла на достаточную эффективность и ветряная электростанция возле деревни Тюпкильды в Туймазинском районе Башкирии. Станцию ввели в эксплуатацию в 2001 году. Она является одной из самых мощных российских ветряных электростанций — 2,2 МВт установленной мощности. За 9 месяцев 2015 года ВЭС «Тюпкильды» выработала 766 тысяч кВт*ч электроэнергии. Это 0,005% от общей выработки электростанций Башкирской генерирующей компании за аналогичный период (13677,37 млн кВт*ч). Средняя стоимость вырабатываемого на ВЭС киловатт-часа электроэнергии составляет 7 рублей 78 копеек. Убытки компании от эксплуатации ВЭС в 2013-2014 годах составили 7-8 миллионов рублей в год, за 9 месяцев 2015 года убыток составил 4,78 млн руб.
Как сообщили РБК-Уфа в компании, строительство новых объектов возобновляемой энергетики не планируется, но имеющиеся не будут ликвидировать или проданы другим собственникам. Они для энергетиков Башкирии ценны тем, что на их базе идет наработка уникального опыта по эксплуатации и обслуживанию объектов зеленой энергетики. Сегодня такой практикой могут похвалиться не многие регионы России. Поэтому присутствие в республике практически всех видов выработки электроэнергии (ГРЭС, ТЭЦ, ГЭС в т.ч. малые и микро ГЭС, ВЭС, СЭС) делает башкирскую генерацию непохожей на энергосистемы других регионов. По сути, возобновляемая энергетика в Башкирии – это больше имиджевая история, чем бизнес.
Если оглядываться на мировой опыт, наиболее реальный путь развития альтернативной энергетики – привлечение частных инвесторов, в том числе индивидуальных предпринимателей, при наличии соответствующей государственной программы. В России пока базы для этого нет. Что касается Башкирии, то в регионе слишком мало мест с достаточной силой ветра и достаточным солнечным потенциалом, поэтому необходимо искать и другие источники возобновляемой энергии.