Башкортостан, 05 апр 2021, 13:16

«Аэрофлот» взыскал с аэропорта Уфы 17 млн за птицу в двигателе самолета

Суд удовлетворил иск авиакомпании к аэропорту за инцидент, произошедший в 2017 году.
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Арбитражный суд Башкирии удовлетворил иск авиакомпании «Аэрофлот» к международному аэропорту «Уфа». Перевозчик требовал взыскать с воздушной гавани 197,8 тысячи долларов США и более 2,1 млн рублей возмещения ущерба после инцидента 9 августа 2017 года. Тогда самолет Airbus A-320, следовавший из Уфы в Москву, при взлете столкнулся с птицей, которая залетела в двигатель.

«При выполнении рейса в процессе взлета в аэропорту «Уфа» зафиксировано попадание птицы в двигатель №2 воздушного судна, в результате которого ПАО «Аэрофлот» понесло убытки на восстановление воздушного судна, на оплату четырех лопаток двигателя в размере 197 800 долларов США, на оплату таможенных платежей на ввоз лопаток двигателя», — говорится в решении суда.

После инцидента Приволжское управление Росавиации создало комиссию для расследования этого случая. Согласно выводам комиссии, аэропорт в полной мере обеспечивает мероприятия по орнитологической безопасности, то есть по отпугиванию птиц с территории взлетно-посадочной полосы и ее окрестностей. А столкновение с одиночным грачом было случайностью, которую невозможно было предусмотреть. Однако другая экспертиза, проведенная компанией «Экоэксперт», пришла к выводу, что аэропорт проводит орнитологические мероприятия не в полной мере.

«Территория международного аэропорта «Уфа» и прилегающие к ней территории являются естественным ореолом обитания птиц отряда воробьинообразных семейства врановых — грачей. Грач отнесен к одному из основных самолетоопасных видов птиц», — говорится в решении суда.

Представитель аэропорта указал, что на территории воздушной гавани используются такие средства отпугивания птиц, как биоакустические установки, механические отпугиватели, ловушки, зеркальные шары и глаза хищной птицы.

Суд не согласился с позицией аэропорта и взыскал с него всю сумму ущерба. По нынешнему курсу это около 17,3 млн рублей. Параллельно аэропорт обратился с иском к страховой компании «СОГАЗ» с требованием возместить ему расходы по выплате компенсации «Аэрофлоту». Рассмотрение этого иска было приостановлено до вынесения решения по делу авиакомпании.

В пресс-службе международного аэропорта «Уфа» сообщили, что намерены обжаловать решение суда.

«Аэропорт планирует отстаивать свою позицию в суде апелляционной инстанции. Ответственность аэропорта перед третьими лицами застрахована и в случае вступления решения в законную силу, АО “МАУ” будет обращаться за выплатой страхового возмещения в АО “СОГАЗ”», — говорится в сообщении.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев в разговоре с РБК Уфа указал, что случаи столкновения самолетов с птицами не редкость. В масштабах России можно говорить о десятках подобных инцидентов в год. При этом столкновения не всегда заканчиваются драматично, но могут иметь дорогостоящие последствия, говорит эксперт.

«Когда речь идет о повреждениях двигателя, ущерб для авиакомпании очень весомый. Авиакомпании в таких случаях, естественно, стараются перенести свои убытки на кого бы то ни было другого. Это может быть оператор аэропорта, если есть основания полагать, что именно оператор не произвел орнитологические мероприятия. Либо, как мы знаем, авиакомпании страхуют воздушные суда по КАСКО. Если получить возмещение другим способом не удается, страховые компании возмещают этот ущерб», — сообщил Пантелеев.

Аэропорты, как правило, тоже страхуют свою ответственность на подобные случаи, добавил Пантелеев.

Самым известным происшествием последнего времени стало столкновение самолета «Уральских авиалиний» со стаей птиц в августе 2019 года. Сразу после взлета самолет был вынужден совершить аварийную посадку в кукурузном поле. Пилотам судна Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину были присвоены звания Героев России.

Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии