Исследование: технологии, которые могли бы улучшить дороги в Башкирии
В Башкирии не теряет остроты проблема быстрого износа и разрушения автодорог. Ранее РБК-Уфа писал со ссылкой на госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству Башкирии, что 363 км дорог, расположенных на территории Уфы, официально признаны находящимися в неудовлетворительном состоянии. Так, капитально отремонтированная в 2015 году за 310 млн рублей трасса Уфа-аэропорт в этом году вновь потребовала ремонта, на который было выделено 143 млн рублей. До 2025 года ежегодно в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» на ремонт из федерального бюджета будет выделяться по 1 млрд рублей, еще столько же - из республиканского бюджета. Общий объем финансирования программы составит 18 млрд рублей. В 2017-2018 году самую большую часть выделяемых средств - порядка 3,31 млрд рублей направят на ремонт дорог столицы республики.
Что может повысить качество дорог
Год назад РБК-Уфа писал, что власти планировали повышать качество дорог за счет продления гарантийного срока от подрядчиков и введения новых ГОСТов для материалов и дорожного полотна. Одной из главных причин разрушения недавно уложенного асфальта называлось его низкое качество и нарушение технологий дорожных работ.
- Любой асфальт состоит из двух основных компонентов: щебня или песчано-гравийной смеси, играющих роль несущей основы дорожного полотна и битума, выступающего в роли своеобразного клея, - говорил заместитель главного инженера ГУП «Уралдортранс» РБ Василий Ивлев. – Если хотя бы один из этих компонентов не отвечает требованиям реальной эксплуатации, дорога будет разрушаться.
Современные технологии позволяют улучшать рабочие свойства битумов введением в их состав специальных полимерных модификаторов, повышающих рабочие свойства и долговечность асфальта. Пользуясь тем, что российское законодательство позволяет регионом вводить собственные стандарты для местных дорог, в конце 2015 года в Башкирии были приняты региональные нормативы по качеству битумов и полимерно-битумным вяжущих в составе асфальта. Использование нового асфальта с качественным щебнем и модифицированным битумом обходится в среднем на 20-30% дороже обычного, но это окупается значительным увеличением межремонтных сроков – почти в 2,5 раза.
Еще один из способов повышения долговечности дорожного полотна – использование бетона. Это направление получает все большее распространение в мире. В США доля бетонных дорог достигает 60% от общей протяженности, в Китае – 50%, Германии-38%, Австрии – 46%, Франции – 13%. В России доля бетонных дорог составляет всего 3%, в основном они сосредоточены в северных районах страны, а также на некоторых участках федеральных трасс.
Плюсы и минусы бетона
Основное достоинство бетона – долговечность и прочность покрытия.
- Бетонное покрытие служит до 40 и более лет, не нуждаясь в частом ремонте, а асфальт может прослужить максимум десять лет, хотя по факту обычно меньше, - говорит Василий Ивлев. – К другим плюсам бетонной технологии можно отнести более ровную, чем у асфальта поверхность, обеспечивающую больший комфорт езды, лучшую светоотражающую способность, позволяющую на 30% уменьшить необходимую величину искусственного освещения. Кроме того, при движении тяжелых машин бетонная дорога, в отличие от асфальтовой, не деформируется, и транспорт расходует на 20% меньше топлива.
Основные минусы бетонных дорог, сдерживающие их распространение в России – высокая сложность и цена строительства, которая примерно в два раза выше сметы на создание аналогичной магистрали с асфальтовым покрытием.
Как пояснили РБК-Уфа в Госкомитете РБ по транспорту и дорожному хозяйству, на сегодняшний день в Башкирии нет дорог с цементно-бетонным покрытием. Конкретные планы их строительства также отсутствуют, а для реализации такого рода проектов нужны расчеты и технико-экономические обоснования, доказывающие, что бетонное покрытие будут лучшим по соотношению качество-цена.
Кроме того, на территории республики нет подрядных организаций, обладающих необходимой материально-технической базой и опытом работы. Бетонная смесь – весьма «капризный материал» и для получения высокого качества покрытий необходимо соблюдение всей технологической цепочки при производстве работ, что далеко не всегда удается даже при использовании асфальта. Бетон в нормальных условиях твердеет 28 суток, а после укладки за ним нужен особый уход (укрытие поверхности пленкой, песком или другими материалами с постоянным поддержанием во влажном состоянии). В результате по вновь построенной или недавно отремонтированной дороге невозможно сразу открыть движение, это является проблемой для оживленных магистралей.
Где может пригодиться бетон
Наиболее перспективным для использования бетона в Госкомтрансе считают федеральные трассы ввиду их высокой проходимости грузопотока и интенсивности движения. Однако на практике бетонное покрытие может быть более востребовано на местных дорогах.
- Каждая дорога при проектировании получает свой класс предельной нагрузки, который зависит от интенсивности движения, - говорит профессор кафедры «Строительные конструкции» УГНТУ Игорь Недосенко. – Подъезды к коттеджным поселкам проектируются с расчетом движения по ним легковых машин и небольших грузовиков. Однако на деле по такой дороге может проехать тяжелый транспорт со стройматериалами или песком, что приведет быстрому разрушению асфальта и большим убыткам. Выходом может стать использование бетонных плит, выдерживающих значительные нагрузки. Конечно, такая дрога обойдется дороже асфальтовой, зато она не боится высоких нагрузок, прослужит значительно дольше и будет намного более ремонтопригодной.
Использование специальных бетонных плит может быть перспективно и для дорог в районах республики, где идет активная лесозаготовка, добыча щебня и ПГС. Тяжелые трейлеры быстро разбивают не рассчитанные на большую массу перевозимых грузов местные дороги, делая их фактически непроходимыми для легковых машин. Применение бетонных плит могло бы практически полностью снять эту проблему, к тому же для их установки не нужна дорогостоящая спецтехника, а лишь автокран. Опыт использования плит для обустройства дорог в северных районах страны говорит об их устойчивости и долговечности даже в условиях распутицы межсезонья и вечной мерзлоты.
По словам прошенных РБК экспертов, строительство бетонных дорог федерального и регионального уровня в Башкирии в принципе возможно, но для этого нужны большие первоначальные инвестиции в закупку специальной техники, повышение качества работы дорожников и многоступенчатая система контроля.