Башкортостан, 08 июн 2023, 09:18

Суд признал законность передачи активов «Индюшкина» в Башкирии в аренду

Аренду птицеводческого комплекса в Мелеузе одобрил Россельхозбанк, против выступал московский кредитор компании
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба правительства РБ

Арбитражный суд Башкирии признал законность сделки по передаче в аренду комплекса имущества ООО «Башкирский птицеводческий комплекс имени М. Гафури» (БПК, работал под брендом «Индюшкин»). С 2019 по 2022 год птицефабрика и перерабатывающие мощности предприятия в Мелеузовском районе были в аренде у ООО «Птицеводческий комплекс “Урал”».

Как следует из материалов дела, в июле 2019 года законсервированное предприятие БПК передали в аренду ПК «Урал». Компания возобновила производство мяса индейки. Примерно через год один из крупнейших кредиторов БПК — московское ООО «Фармэллинрус» с объемом требований 502,3 млн рублей — решил обжаловать сделку по передаче имущества. В своем заявлении в суд компания указала, что ПК «Урал» получил производственные мощности по низкой ставке. При залоговой стоимости предприятия в 5 млрд рублей «Урал» платил за аренду лишь 480,4 тыс. рублей в месяц.

Однако конкурсный управляющий БПК указал, что, помимо арендной платы, ПК «Урал» понес и другие расходы, в том числе погасил долги по зарплате на 55 млн рублей.

«Согласно условиям договора аренды, ежемесячная ставка арендной платы определена с учетом объема планируемых расходов арендатора на капитальный ремонт, произведения улучшений, прочих расходов, в том числе связанных с обеспечением сохранности имущества. В частности, арендатор обязуется нести расходы на обеспечение охраны, погашение текущих расходов на содержание имущества и произведения ремонта на сумму не менее 99 млн рублей. Фактически указанные обязательства со стороны арендатора ООО ПК “Урал” исполнены, что способствовало сохранению имущественного комплекса и восстановлению производства, повышению инвестиционной привлекательности птицефабрики при реализации на торгах», — говорится в определении суда.

В ПК «Урал» также отметили, что потратили на ремонт комплекса не менее 103 млн рублей. Это без учета расходов на охрану предприятия, оплату коммунальных расходов и т.д.

На стороне ответчиков выступил и представитель Россельхозбанка — в залоге кредитной организации находится примерно 95% имущества БПК. В банке заявили, что не возражали против передачи птицеводческого комплекса в аренду.

На этом основании суд отказал ООО «Правовой центр МААТ» (правопреемник «Фармэллинрус» с теми же учредителями) в признании сделок 2019 года недействительными.

Руководитель практики реструктуризации и банкротства ООО «Юр-проект» Виктор Панченко сообщил РБК Уфа, что в банкротных делах сделки должников могут оспариваться как влекущие за собой оказание предпочтения одному из кредитору, либо совершенные без равноценного встречного исполнения, либо совершенные с целью нанесения вреда кредитору. Иногда сделки заключаются лишь для вида, а на самом деле, стороны осуществляют вывод активов, говорит юрист. Но в каждом деле все зависит от конкретных обстоятельств, которые устанавливаются в суде.

«Так, в рассматриваемом деле заявитель пытался признать договоры аренды недействительными на основании пунктов закона о банкротстве как сделки, совершенные без равноценного встречного исполнения. Обычно в таких делах, если неравноценность договора не является очевидной, судом назначает экспертиза, что и было сделано в данном случае. Экспертиза показала, что размер арендной платы, с учетом вложений арендатора в производство, являлся рыночным. Следовательно, отсутствовали основания для признания сделок недействительными», — сказал Панченко.

Генеральный директор Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация “Северная столица”» Валерия Герасименко говорит, что в первую очередь любая сделка должна быть экономически целесообразна для должника и не нарушать интересы как кредиторов, так и самого должника.

«В данном случае меня заинтересовала не столько стоимость арендной ставки, сколько упоминание о том, что арендатор обязывался произвести капитальный и текущий ремонты, а также неотделимые улучшения передаваемого в аренду имущества на сумму 99 млн рублей. В этом вопросе важно, чтобы такие ремонты и изменения не влияли на ликвидность актива в целом или не обременяли его какими-либо обязательствами. В любом случае показательна отчетность арендатора, размещенная в открытых источниках. Согласно отчету о финансовых результатах, арендатор из убыточного в 2019 и 2020 годах предприятия по итогам 2021 и 2022 годов превратился в высокодоходного, читая прибыль которого составила 90 млн рублей и 520 млн рублей соответственно. Что, в случае отсутствия у арендатора иного бизнеса, может косвенно свидетельствовать о заниженности арендной ставки», — сказала Герасименко.

Как сообщал РБК Уфа, в ноябре 2022 года ООО «Башкирский птицеводческий комплекс имени М. Гафури» продали за 3,3 млрд рублей. Покупателем стало ООО «Московская сетевая компания» (МСК), связанная со структурами «Дон Агро» предпринимателя Евгения Туголукова.

БПК им. М. Гафури был учрежден в 2007 году предпринимателями Марселем Юсуповым и Дамиром Камаловым. Компания позиционировалась как крупнейший производитель мяса индейки в республики и один из крупнейших — в России. Продукция предприятия продавалась в сети собственных магазинов под брендом «Индюшкин». С 2017 года компания находится в процедуре банкротстве. Суд признал предприятие несостоятельным в 2019 году.

Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах