Башкортостан, 08 ноя 2021, 17:11

Суд счел обоснованными претензии к реализации транспортной реформы в Уфе

Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Арбитражный суд Башкирии утвердил решение Башкортостанского управления Федеральной антимонопольной службы о признании мэрии Уфы нарушившей закон о защите конкуренции при реализации транспортной реформы. Также суд признал действительным выданное ведомством администрации предписание об устранении нарушений в документе планирования муниципальных автобусных маршрутов.

Арбитраж рассматривал иск при участии представителей госпредприятия «Башавтотранс», Ассоциации пассажирских перевозчиков и регионального Минтранса. Также к делу в качестве третьих лиц были привлечены частные перевозчики: компании «Регион-Авто», «Альянс "СКД"», ИП Искалин, ИП Батыров и др.

В январе 2019 года мэрия Уфы утвердила документ планирования регулярных городских перевозок, он предполагал отмену ряда муниципальных маршрутов и перевод всех оставшихся на регулируемый тариф. На действия администрации в УФАС пожаловалась Ассоциация пассажирских перевозчиков. Антимонопольное ведомство усмотрело в действиях мэрии признаки нарушения закона о защите конкуренции. Администрация получила предупреждение с требованием устранить незаконные формулировки и внесла в документ корректировки, однако в УФАС их сочли недостаточными.

После этого контролирующий орган инициировал антимонопольное расследование, по итогам которого признал мэрию нарушившей конкурентное законодательство. Принятый муниципалитетом документ планирования, отменяя дублирующие маршруты, устранял и конкуренцию на рынке муниципальных перевозок, отметили в надзорном ведомстве.

«В целях оптимизации маршрутной сети было допущено устранение с него хозяйствующих субъектов, ограничение конкуренции и создание преимущественных условий конкретному хозяйствующему субъекту на рынке пассажирских перевозок в Уфе», — говорится в решении суда.

УФАС также не устроило то, что в состав межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, мнение которой учитывается при утверждении маршрутов, включен государственный перевозчик «Башавтотранс». Это, по мнению ведомства, «создает для него возможность воздействовать на общие условия оказания услуг на товарном рынке по перевозке пассажиров, что может повлечь ограничение конкуренции». Кроме того, положения документа предусматривали, что частные перевозчики должны отказаться от нерегулируемого тарифа и перейти на регулируемый (устанавливаемый муниципалитетом), что также создавало условия для устранения конкуренции.

В декабре 2020 года УФАС выдало мэрии предписание, по которому муниципалитет должен был в течение 90 дней устранить нарушения в документе планирования, исключив положения об отмене дублирующих маршрутов и переводе частных перевозчиков на регулируемый тариф. Кроме того, администрация была обязана пересмотреть положение о составе межведомственной комиссии.

«Суд соглашается с выводами антимонопольного органа о том, что планируемая, частично реализованная отмена маршрутов с нерегулируемым тарифом автобусных перевозок является ограничивающим конкуренцию действием по фактическому установлению запрета в отношении осуществления данного вида деятельности», — говорится в решении Арбитражного суда Башкирии.

По данным УФАС, в процессе реализации транспортной реформы «Башавтотрансу» не удалось «в полном объеме восполнить недостающее количество транспорта по ряду направлений». Это подтверждалось жалобами и обращениями граждан на длительные интервалы движения автобусов, их загруженность в часы пик и срывы рейсов. Отказывая мэрии в удовлетворении иска, суд отметил, что решение и предписание УФАС «являются обоснованными и правомерными».

Вынесенное решение стало единственно возможным в споре, поскольку оно уравновешивает позиции всех игроков, претендующих на рынок муниципальных перевозок, считает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. Вердикт суда, на его взгляд, выглядит обоснованным и полным, поэтому мэрии вряд ли удастся обжаловать его в апелляции.

«В действиях мэрии Уфы установлены очевидные промахи по части реализации транспортной реформы, которая привела к значительным, ограничивающим конкуренцию на рынке пассажирских перевозок, последствиям. Полагаю, что основной и наиболее очевидный промах в действиях мэрии был в том, что независимые перевозчики должны были перейти на регулируемый тариф, что очевидно нарушает принципы здоровой конкуренции. Несмотря на определенные ограничения в ценообразовании, переход на регулируемый тариф, равнозначный с госперевозчиком, размывает принципы коммерческого формата ведения бизнеса пассажирских перевозок. Более того, речь идет о существенном сокращении и ухудшении качества муниципальных перевозок из-за общего сокращения рейсов, а также формировании ситуации отсутствия достаточного выбора равноценных перевозчиков у пассажиров», — прокомментировал он в разговоре с РБК Уфа.

Как сообщал РБК Уфа, транспортная реформа началась в Уфе в октябре 2018 года. На первом этапе с рынка перевозок устранили нелегальных перевозчиков, работающих без заключенного с мэрией контракта. В августе 2020 занимавший тогда пост замглавы Госкомтранса Башкирии Рафит Ягафаров сообщил о планах по сокращению 49 из 122 маршрутов городского транспорта, вместо них предполагалось ввести восемь новых, охватывающих периферийные районы Уфы. В УФАС посчитали, что сокращение порядка 40% имеющихся маршрутов ограничит конкуренцию, а также создаст препятствия для продолжения деятельности ряда перевозчиков.

Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Не только ChatGPT: 9 ИИ-инструментов, готовых помочь венчурному инвестору
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США