Башкортостан, 08 дек 2022, 11:07

Спор «Уралмостостроя» и мэрии Уфы о новом мосте дошел до кассации

Читать в полной версии
Фото: АО «Уралмостострой»

Компания «Уралмостострой» добивается возобновления отмененного проекта строительства моста через Белую в Черниковке за 8,7 млрд рублей. В споре с заказчиком — Управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений (УСРДиС) администрации Уфы — компания дошла до кассационного суда. Арбитражный суд Уральского округа принял жалобу предприятия и назначил первое заседание на 6 февраля 2023 года.

В апреле 2020 года УСРДиС и АО «Уралмостострой» заключили договор на строительство мостового перехода через реку Белую в створе улицы Интернациональной на севере Уфы. Стоимость первого этапа составляла 8,7 млрд рублей. Компания должна была выполнить работы в срок до ноября 2025 года. Однако в тот же день, когда контракт был подписан, заказчик предложил его расторгнуть.

«Предложение о расторжении контракта фактически мотивировано тем, что в соответствии с решениями уполномоченных органов выделение лимитов бюджетных обязательств на финансирование строительства объекта, предусмотренное контрактом на 2020–2021 годы, прекращено», — сообщили в суде.

В июле 2020 года УСРДиС расторгло контракт в одностороннем порядке. «Уралмостострой» не согласился с этим решением и подал в суд, требуя от управления передать документацию и земельный участок для начала строительных работ. Суды двух инстанций отказали в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что право заказчика расторгнуть контракт прописано в договоре и не противоречит закону.

«Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом», — говорится в решении суда.

Проиграв дело в апелляции, АО «Уралмостострой» подал жалобу в кассационный суд, которая сейчас рассматривается. В компании отказались от комментариев. РБК Уфа направил запрос в администрацию столицы.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Роман Пархоменко отмечает, что подрядчик ранее уже пытался оспорить законность одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта в рамках другого дела. Ему было отказано, в связи с чем дальнейшая возможность оспаривания данных судебных актов отсутствует. Нынешний спор касается требований «Уралмостостроя» об обязании администрации передать проектную и разрешительную документацию, территорию под строительную площадку, а также требований о взыскании штрафа в размере 400 тысяч рублей за нарушение условий муниципального контракта. В части требования возобновить проект обжаловать решения суда практически невозможно, а вот за штраф компания еще может побороться, считает юрист.

«Что касается требования о выплате штрафа, тут уже не все так однозначно. Суды установили, что нарушения со стороны заказчика все же имели место, однако последующее расторжение контракта вызвано существенным изменением обстоятельств — снятием лимитов финансирования. В этой связи суды установили, что вина заказчика в нарушении прав подрядчика отсутствует. С этим выводом можно поспорить. Заказчик имел возможность отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, как только получил информацию о снятии лимитов финансирования. Вместо этого заказчик пытался заключить с подрядчиком соглашение о расторжении контракта, создавая у подрядчика ложные ожидания, что исполнение контракта все еще возможно», — сказал Пархоменко.

С другой стороны, заказчик изначально уведомил подрядчика о снятии лимитов финансирования, поэтому у подрядчика едва ли могли возникнуть разумные ожидания, что вероятность реального исполнения контракта является высокой, отметил эксперт.

В ноябре стало известно, что обновленный проект строительства моста в створе улицы Интернациональной оценивается в 35 млрд рублей. Кроме собственно моста планируется построить 12 километров дороги. Власти республики надеются привлечь финансирование в виде федерального гранта в размере 17 млрд рублей, то есть половины стоимости проекта. Оставшуюся половину могут профинансировать регион и концессионная компания. В октябре в Минтрансе РБ заявляли, что ведомство ведет поиски концессионера для реализации данного проекта.

АО «Уралмостострой» — крупная мостостроительная организация. Компания специализируется на возведении автодорожных и железнодорожных мостов и путепроводов. В Уфе компания выступает подрядчиком крупных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. В частности, «Уралмостострой» реконструировал развязку на пересечении улицы Заки Валиди с проспектом Салавата Юлаева, строит путепровод на дороге в Нагаево, развязку на улице Пугачева на пересечении с улицей Генерала Рыленко и реконструирует арочный мост через Белую.

Компания подконтрольна пермскому предпринимателю Юрию Истягину. Крупными акционерами выступают также Юлия Морозова, Галина Печенкина, Петр Рабухин и Елена Косенкова. По итогам 2021 года выручка предприятия составила 3,8 млрд рублей, а чистая прибыль — 21,3 млн рублей.

Pro
Меня недолюбливают: как люди сами выдумывают себе проблемы
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Не нужно платить штрафы и пени. Какие льготы дает налоговый мониторинг
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство