Башкортостан, 08 дек 2023, 14:01

Компания ОДК взыскала с КумАПП ₽39 млн за ремонт двигателя вертолета

На кумертауском заводе наличие долга не отрицают, но просили снизить сумму неустойки
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба главы РБ

Компания «ОДК-Сервис» из Ленинградской области взыскала 38,9 млн руб. с АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП). Арбитражный суд Башкирии частично удовлетворил иск. Претензии к КумАПП возникли из-за неоплаты работ по договору.

Как следует из материалов дела, в 2021 году КумАПП заказал АО «218-й авиационный ремонтный завод» (в 2022 году переименован в «ОДК-Сервис») в Гатчине провести ремонт вертолетного двигателя ТВЗ-117ВК. Стоимость контракта составила 48,3 млн руб. Исполнитель выполнил работы в срок, но заказчик не смог оплатить контракт.

В апреле и октябре 2022 года «ОДК-Сервис» направлял кумертаускому предприятию претензии с требованием произвести оплату. Заказчик признавал наличие долга, но погашать его не спешил. Тогда гатчинская компания ОДК обратилась с иском в суд.

Изначально сумма требований составляла 53,6 млн руб. Позднее КумАПП погасил часть долга. Уточненный размер претензии составил почти 39 млн руб. В ходе разбирательства кумертауский завод снова признал наличие основного долга в 34,6 млн руб., но просил суд снизить сумму неустойки.

Арбитраж провел собственный расчет процентов по долгу и пришел к выводу, что неустойка должна быть на 9 тыс. руб. меньше. В остальной части иск был удовлетворен. Стороны еще могут обжаловать решение.

Юрист юридической компании «Генезис» Татьяна Мацукова сообщила РБК Уфа, что по статистике Верховного суда РФ, в 2022 году вопрос о взыскании договорной неустойки поднимался почти в каждом пятом деле о ненадлежащем исполнении обязательств. При этом суды закрепили несколько ориентиров для определения адекватности неустойки: однократный или двукратный размер ключевой ставки, средние ставки по краткосрочным кредитам для бизнеса и показатели инфляции. Если требования истцов превышают один из этих индикаторов, то это является основанием для снижения договорной неустойки. В то же время в Гражданском кодексе РФ указано, что для снижения неустойки она должна быть не просто несоразмерной последствиям нарушения обязательств, а «явно несоразмерной», говорит эксперт.

«Приведенные ориентиры — показатели возможного размера убытков кредитора или незаконного дохода должника, который он должен возместить кредитору. Поэтому незначительное превышение установленных ориентиров не является основанием для снижения неустойки. Обычно суды указывают, что превышение неустойки является значительным в случае многократного превышения ставки рефинансирования. К примеру, превышение в 365 раз суды признали очевидно значительным. Превышение в 25 раз суды также признают значительным и снижают неустойку. Тем не менее есть случаи, когда суды признают превышение неустойки значительным и при четырехкратном превышении ставки рефинансирования», — сказала Мацукова.

В споре «ОДК-Сервис» и КумАПП ставка пеней, установленная в договоре в размере 0,02%, не является чрезмерной, говорит юрист. Поэтому перспективы обжаловать данное решение суда достаточно низкие.

Старший юрист Enforce Law Company Суюмбика Нигматуллина тоже считает, что неустойка по 0,02% — это вполне щадящие условия, так что ответчику не на что сетовать.

«Если пересчитать в проценты годовых, неустойка составляет примерно 7,3% от суммы долга. Мы бы даже оценили данный размер неустойки как заниженный, если сравнивать с обычными условиями хозяйственного оборота (0,1–0,2% в день) и ставкой, устанавливаемой ЦБ в текущих реалиях. В силу этого, мы полагаем, что суд первой инстанции справедливо взыскал неустойку, и шансы ответчика снизить неустойку в апелляционном суде оцениваем как крайне низкие», — сказала Нигматуллина.

АО «КумАПП» находится под управлением АО «Вертолеты России», входящего в госкорпорацию «Ростех». В отношении предприятия введены санкции, поэтому оно не публикует финансовую отчетность.

Как сообщал РБК Уфа, производитель вертолетов не в первый раз задерживает выплаты сравнительно небольших долгов перед поставщиками и подрядчиками. В 2022 году нижегородское научно-производственное предприятие «Полет» было вынуждено обратиться в суд, чтобы взыскать с кумертауского предприятия 420,4 тыс. долларов США за восстановительный ремонт комплекса коммутаторов вертолета Ка-31.

Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Биохакинг и вино: эти тренды определят судьбу FMCG на десять лет вперед
Pro
Работа без роли: зачем и как внедрять систему «плавающих» должностей
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам