Башкортостан, 09 янв 2018, 10:19

Исследование: Что мешает развитию спортивного коневодства в Башкирии?

Читать в полной версии
Фото: Сергей Николаев

После реконструкции, завершенной в 2007 году, уфимский ипподром «Акбузат» входит в число крупнейших и наиболее современных в России. Здесь проводятся не только рысистые бега, но и скачки верховых лошадей, соревнования по олимпийским видам конного спорта. По итогам 2016 года «Акбузат» был на втором месте по количеству заездов и беговых дней, уступив только Центральному московскому ипподрому и обойдя Казанский.

Вместе с тем, призовое спортивное коневодство в Башкирии испытывает трудности. Получать доход от владения спортивными лошадьми можно за счет призовых, которые выплачиваются за победы в соревнованиях или их продажи. Призовые могут формироваться из процентов от ставок на тотализаторе, поступать от спонсоров или инвесторов, либо выделяться из бюджетов разного уровня.

Согласно федеральному законодательству, государственные ипподромы, к числу которых относится и «Акбузат», не могут организовывать тотализаторы и принимать ставки на своей территории. Бюджетные средства на призовые в последний раз выделялись в Башкирии несколько лет назад, а затем финансирование было прекращено. В результате призовой конный спорт оказался фактически лишен финансовой поддержки.

- Стоимость спортивного рыска начинается от 150 тысяч рублей, а хороший скакун может стоить несколько миллионов, - рассказал РБК-Уфа уфимский конезаводчик Александр Ким. – Содержание рысака обходится в 150-200 тысяч рублей в год. В условиях отсутствия возможности компенсировать хотя бы часть затраченных средств за счет призовых, многие коневладельцы вынуждены сокращать свое поголовье. В результате в спорте остаются либо истинные фанаты, либо люди, имеющие посторонний доход и рассматривающие владение спортивными лошадьми лишь в качестве хобби. Все это, естественно, сказывается на массовости и зрелищности проводимых соревнований.

Финансовый интерес

Проблема недофинансирования призового конного спорта характерна не только для Башкирии, но и России в целом, что связано, прежде всего, с низкой популярностью ставок на результаты скачек. Годовой оборот российских конных тотализаторов составляет чуть более миллиона евро, а во Франции – 4,6 млрд евро, в Швеции – 1,2 млрд, в Норвегии – 400 млн, в Финляндии – 230 млн евро. И хотя по количеству ипподромов Россия практически не уступает Швеции и в три раза превосходит Норвегию, уровень зрительского интереса к скачкам остается низким.

Как пояснил РБК-Уфа сотрудник одной из уфимских букмекерских кантор, подавляющее большинство ставок на результаты спортивных соревнований в Башкирии приходится на футбол и хоккей, определенный интерес вызывает баскетбол и реже – волейбол, а ставок на скачки у них нет вообще, хотя во многих странах именно они имеют наибольший потенциал. Главная особенность конного тотализатора – скорость происходящего. В среднем заезд длится 1,5-2 минуты. Во многих странах скачки на лошадях стали наиболее привлекательной формой спортивных ставок, ведь, в отличие от хоккейных или футбольных матчей, чтобы узнать результат, здесь не нужно ждать окончания турнира.

- Мы ездили на соревнования в Финляндию, где конный спорт развивается относительно недавно, с 1957 года, - говорит Александр Ким. – Нас поразило то, что оборот тотализатора на скачках в будний день был 800 тысяч евро, а в выходной – 1,2 млн. При этом около 30% от этих сумм поступает в распоряжение ипподрома и идет на выплату призовых, поддерживая коневладельцев.

Фактор популярности

Для того, чтобы ипподром «Акбузат» смог принимать ставки на результаты соревнований, он должен сменить форму собственности с государственной на частную. По такой схеме действуют ипподромы в Казани и Москве, однако в Уфе этот вариант пока неприемлем. Частных инвесторов, готовых выкупить и содержать один из крупнейших в стране ипподромов, практически невозможно найти.

- Стоимость госимущества на «Акбузате» превышает 1,5 млрд рублей, а годовое содержание всего ипподромного комплекса обходится в сумму около 60 миллионов рублей, - пояснил директор «Акбузата» Владимир Артомонов.

Возможность делать ставки непосредственно на ипподроме сегодня не столь актуальна, как раньше. До 80% ставок на результаты заездов ведущих ипподромов мира делается дистанционно, из любой точки мира, где есть Интернет.

Это подтверждает статистика. В 2016 году рост ставок российских болельщиков на события отечественных ипподромов составил 9,3%, а на события иностранных – 296%. Такой дисбаланс может быть связан с появлением специальных интернет-сервисов и высоким уровнем развития спортивного коневодства за рубежом.

В России 64% отрасли коневодства приходится на рабоче-пользовательское направление, а спортивно-досуговое составляет всего 0,8%. В Европе ситуация принципиально иная. Спортивно-досуговый сектор составляет более половины всего поголовья, а рабоче-пользовательский – лишь около 15%. В результате европейские скачки более зрелищны и непредсказуемы, а возможность делать ставки по Интернету объясняет рост интереса к ним со стороны россиян.

По мнению дирекции «Акбузата», изменить ситуацию может, прежде всего, реклама конного спорта, о котором многие жители республики и Уфы просто не имеют точного представления.

- В 2017 году мы сделали главный акцент на привлечение зрителя. Для этого понесли определенные затраты на рекламу наших мероприятий, расширение и разнообразие программ, привлечение партнеров-спонсоров, поощрение победителей игры в виртуальный тотализатор - пояснил Владимир Артомонов.

Но, как признают опрошенные РБК эксперты, чтобы интерес к скачкам действительно вырос, понадобятся еще многие годы. Поэтому без господдержки не обойтись. По словам Владимира Артомонова, совместно с Минсельхозом РБ разработана подпрограмма развития коневодства республики до 2020 года в рамках Программы АПК, согласована и Концепция развития ипподрома «Акбузат», предусматривающая формирование призовых на бега и скачки, бюджетное субсидирование. Так, на субсидирование затрат по организации тренинга и испытаний спортивных лошадей в этой программе на период 2013-2020 гг. было заложено 212 млн рублей.

Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки