На легализации теневого рынка труда Башкирия сэкономила более миллиарда
По последним данным мониторинга теневой занятости (20 сентября 2016 года) всего с начала года в Башкирии выявили 48922 человека, которые работали без договоров. Из них с 48679 работниками в итоге заключен трудовой договор.
- Экономический эффект в прошлом году составил более миллиарда рублей. Сюда входят увеличение отчислений в социальные фонды (ПФР, ФСС) и увеличение налоговых отчислений по НДФЛ (подтверждено письменно). В том числе, более 400 миллионов рублей составила экономия на ОМС, ведь Фонду обязательного медстрахования за людей, которые официально нигде не работают, платит региональный бюджет, - рассказала РБК-Уфа министр труда и социальной защиты населения республики Ленара Иванова.
Эти цифры не окончательные. Как пояснили РБК-Уфа в министерстве, в процессе легализации трудовых отношений участвуют множество ведомств, поэтому вся информация проходит несколько проверок.
- В прошлом году в республике легализовали более 83 тысяч человек, в этом году наша квота – около 60 тысяч человек, мы планируем, что эффект также составит около миллиарда рублей. Работу продолжим и в 2017 году, за три года мы планируем легализовать около 200 тысяч человек, - рассказал РБК-Уфа заместитель министра Юрий Мельников.
Как уже рассказывал РБК, власти взялись за расчистку теневого рынка труда. Всего по стране из почти 4 млн выявленных рабочих, которые официально числятся безработными, 3,55 млн легализованы (работодатели заключили с ними трудовые договоры) — 1,53 млн человек в этом году, 2,02 млн в прошлом. Проект легализации трудового рынка уже позволил пополнить бюджет Пенсионного фонда на 15 млрд руб. Ежегодные потери страховой пенсионной системы от серого рынка труда, по оценкам Института труда и страхования РАНХиГС, составляют 1,5–1,3 трлн руб.
Во время работы выяснилось, что муниципальные власти не имеют доступа к базам Пенсионного фонда, где хранятся персональные данные россиян, в том числе сведения о фактах их работы. Законопроект, закрывающий этот пробел в законодательстве, внесен в Госдуму правительством и сейчас рассматривается в профильном комитете.
- Нельзя выделить в граммах плюсы и минусы от таких мер, так как в процессе задействованы много субъектов. Для государства это больше плюс, для бизнеса – минус, так как снижается мотивация нанимать новых сотрудников. Помимо принудительной легализации, государство должно создавать для предпринимателей благоприятную среду, чтобы бизнес был сам заинтересован не прятать трудовые отношения в тень, - считает заведующая кафедрой социологии труда и экономики предпринимательства БашГУ, доктор экономических наук Ульяна Назарова.