Как сирота стал крупным лесопромышленником, вложив сбережения бабушки
- Я молодым парням всегда говорю: если хотите открыть свое дело, не надо бояться, рисковать надо! Мы вот рискнули...
Директор лесоперерабатывающего предприятия Ильсур Набиуллин везет меня из села Темясово Баймакского района в свой центральный офис близ деревни Бетеря. Бизнес туда уже зашел, а вот сотовая связь местным жителям только снится.
Ильсуру – 32 года. К возрасту, когда многие только задумываются о своем деле, он успел стать социальным предпринимателем года в Башкирии, получить награду от правительства республики, построить и взять на содержание мечеть, взять шефство на местным детским домом.
Бабушка копила на машину
В пять лет Ильсур и Тимур остались сиротами. Его с братом Тимуром воспитывала и как могла поднимала на ноги бабушка. В 2007 году ее не стало, братья остались совсем одни.
- Мне было 22 года, я учился на четвертом курсе физкультурного факультета. Жили мы очень небогато, во много себе отказывали. Но бабушка всегда мечтала, чтобы я купил себе машину. И откладывала на это с каждой пенсии. Ей удалось скопить 150 тысяч рублей. Я решил, что машина пока подождет и купил на эти деньги самую дешевую пилораму и пилу «Дружба». Все, сбережения закончились, - рассказывает предприниматель.
Первый лес Ильсур Набиуллин купил уже с собственных сбережений от стипендии - за 5600 рублей. Сам все распилил и продал за 11 тысяч. На них снова купил лес, так и пошли обороты. Когда Ильсур понял, что один не справляется – позвал на помощь брата, который к тому времени работал на Севере. Тот привез еще сто тысяч рублей, их также пустили в оборот.
- Года два прибыли мы не видели вообще, оставляли самый минимум на жизнь. Мы покупали готовый лес и просто пилили его. Позже только, как накопили денег, взяли грузовой «Урал», технику, арендовали участки леса с хвоей и березой. Тогда дела более-менее пошли в гору, людей нанимать начали - говорит Ильсур Набиуллин.
Постепенно братья поделили между собой обязанности. Старший Тимур отвечает за спил и посадку леса, технику, охрану, а Ильсур - за пилорамы, распиловку и строительство. Наемных сотрудников в компании работает около 30 человек. Летом, когда заказов больше – все 50, подтягиваются студенты из города. Средняя зарплата – 30 тысяч рублей, для села это очень хорошие деньги. Больше всего получают водители большегрузов – 40-50 тысяч.
- Мы купили столько техники, что можем трудоустроить 100 человек, но не хватает леса, - говорит бизнесмен.
Вложили 50 млн без кредитов
За 10 лет компания братьев хорошо поднялась в районе и вышла на международный уровень. Начинали они с переработки 1000 кубометров в год, сейчас - уже более 12 тысяч кубометров. В свое производство братья постепенно вложили порядка 50 млн рублей. Еще до кризиса и скачка курса доллара они успели купить за 12 млн рублей сушилку и канадские станки для глубокой переработки. Это позволило самостоятельно производить стройматериалы - евровагонку, блокхаус, европол, плинтус забирают в магазины по всей Башкирии. Как рассказывает Ильсур, переработка гораздо выгодней, чем просто распил. Себестоимость кубометра растущего дерева – примерно 1500 рублей (не считая расходов на рубку и транспортировку), а стройматериалов – 17 тысяч. Кроме этого свои стройматериалы идут на строительство коттеджей под Баймаком – еще один бизнес братьев Набиуллиных.
В прошлом году компания приобрела за 5 млн оборудование для переработки березы.
- Березу трудно пилить, обычные станки не дают нужного качества. А у нас сейчас точность до миллиметра, поэтому сразу пошли заказы. Министерству обороны мы поставляем доски для ящиков, в Америку – доски для производства мебели. Недавно пришел заказ в Польшу, туда повезем товар по привлекательным ценам, - говорит бизнесмен.
Когда окупятся вложенные средства, братья не задумываются. По их словам, кредиты они никогда не привлекали, вкладывали только то, что заработали. Отработали сезон, деньги появились – купили новую технику. Годовой оборот Ильсур оценивает в 15-20 млн рублей, о доходности предпочитает не говорить.
Машину Ильсур себе купил только в 2011 году, когда предприятие встало на ноги. Бабушка бы им гордилась.