Башкирия просит поддержки Кабмина в создании особой портовой зоны
Руководитель Башкирии Радий Хабиров попросил главу государства Владимира Путина поручить федеральному Кабмину совместно с республикой проработать вопрос о создании особой экономической портовой зоны в городе Агидели. Вопрос обсуждался на встрече главы республики с президентом страны в Уфе в пятницу, 13 января.
Хабиров отметил, что Башкирии нужна поддержка на начальном этапе проработки вопроса о создании ОЭЗ и в подготовке технико-экономического обоснования проекта.
«Агидель — это город на севере республики, он был сформирован в 1980 году только потому, что идея была построить там АЭС. Из-за всевозможных движений АЭС закрыли, и город там практически на пустом месте, население там 15 тысяч человек. Мы по-разному думаем, его оживить надо. Один из проектов, который мы обсуждаем, там судоходная Белая, которая сразу втекает в Каму, из Камы в Волгу и вытекает на Каспий, открываются рынки того же Ирана и т. д. Идея была какая — попытаться проработать вопрос о создании портовой экономической зоны», — сказал Хабиров.
Владимир Путин сообщил, что обговорит вопрос с министром транспорта страны Виталием Савельевым. Также глава государства пообещал оказать содействие властям республики в реконструкции уфимского цирка и строительстве госпиталя ветеранов войн.
Доцент кафедры «Финансы и кредит» уфимского филиала Финансового университета при правительстве РФ, кандидат экономических наук Азамат Барлыбаев сообщил РБК Уфа, что в России действуют всего две портовые особые экономические зоны: с 2009 года в Ульяновской области и с 2020 года — в Астраханской.
«По данным сайтов экономических зон, в Ульяновской области на территории ОЭЗ функционируют порядка 16 предприятий-резидентов, еще четыре проекта находятся в стадии строительства. Часть из них связана в авиастроением и обслуживание воздушных судов, так как ОЭЗ создана и функционирует на базе аэропорта города Ульяновска. В Астраханской области в стадии реализации находятся 17 проектов, крупнейшими из которых являются проекты, связанные со строительством круизных лайнеров, производством, хранением и логистикой сжиженного газа, аграрной продукции. При этом необходимо отметить, что, помимо основных видов деятельности (транспорт, логистика), в обеих ОЭЗ реализуются проекты различной отраслевой направленности — промышленность, медицина, пищевое производство и т. д. Исходя из этого, при запуске портовой ОЭЗ, безусловно, якорной должна быть реализация проекта в сфере логистики, но при этом возможна успешная реализация проектов из других отраслей, что в любом случае должно благоприятно сказаться на социально-экономической ситуации Агидели и в целом северо-западной части республики», — сказал Барлыбаев.
Как сообщал РБК Уфа, в планах региональных властей создать особую портовую зону в Агидели до конца 2025 года. На сегодняшний день Минтранс Башкирии готовит к проведению аукцион по выбору подрядчика по разработке технико-экономического обоснования восстановления (строительства) порта в городе. О планах по созданию ОЭЗ портового типа в Агидели сообщал премьер-министр Башкирии Андрей Назаров на губернаторской сессии «Сделано в регионах — сделано в России» в рамках Международного экспортного форума в октябре 2022 года. По словам премьера, новая ОЭЗ в Башкирии будет иметь выход на пять морей: Каспийское, Черное, Белое, Балтийское и Азовское. Ранее власти рассматривали вопрос включения Агидели в состав особой зоны «Алга». Позднее вариантом расширения этой ОЭЗ было названо включение в нее площадок под Уфой.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.