Башкортостан, 13 ноя 2023, 15:33

Суд не нашел нарушений закона при внедрении карты «Алга» в Башкирии

Ранее антимонопольная служба обвинила власти Башкирии в нарушении конкуренции при выборе оператора системы транспортных карт
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Внедрение единой республиканской системы оплаты проезда картами «Алга» в Башкирии осуществлялось без нарушений антимонопольного законодательства. К такому выводу пришел Арбитражный суд Башкирии. Он удовлетворил иск АО «Башкирский регистр социальных карт» (БРСК), АО «Расчетные решения», правительства республики и других лиц к управлению Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по РБ. Решение ведомства от июля 2022 года о нарушении конкуренции со стороны участников системы «Алга» признано незаконным. УФАС еще может обжаловать постановление башкирского Арбитража.

Как следует из материалов дела, в антимонопольную службу с жалобой обратилась компания «Стандарт», которая попросила проверить обстоятельства создания единой республиканской системы оплаты проезда в 2019 году. УФАС провело проверку и подтвердило позицию «Стандарта»: в ведомстве пришли к выводу, что выбор оператора системы «Алга» проводился неконкурентным способом, то есть без проведения открытых торгов.

Исполнителями проекта «Алга» в 2019 году были определены БРСК и Госкомтранс (впоследствии Минтранс РБ), а помогать им в этом должны были Сбербанк и ее дочерняя структура — АО «Расчетные решения». Главная претензия УФАС сводится к тому, что эти компании были выбраны главой и правительством республики без торгов.

Однако суд указал, что по закону аукцион нужно проводить, только если речь идет о расходовании бюджетных средств. Систему «Алга» же в Башкирии внедряли полностью на внебюджетные средства.

«Согласно пояснительной записке к проекту распоряжения правительства РБ “О реализации пилотного проекта по внедрению Единой республиканской системы оплаты проезда и выпуску Единой транспортной карты на территории РБ”, реализация пилотного проекта не потребует затрат из бюджета РБ», — говорится в определении суда.

Кроме того, компания «Расчетные решения» хоть и была привлечена к участию в проекте как технологический партнер, не вступала в договорные отношения с властями республики. Истцы также указали, что система «Алга» не является закрытой и единственной в республике. Часть перевозчиков использует альтернативные эквайринговые устройства и платформы. А к единой республиканской системе оплаты планируется подключить карты «Мир», единые проездные карты Оренбургской области и другие.

На этом основании суд подтвердил законность реализации проекта «Алга».

Адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле сообщил РБК Уфа, что в данном споре имеет место двойное толкование антимонопольного и процессуального законодательства. Объективно УФАС и общество «Стандарт» правильно указали на то, что хозяйствующие субъекты были формально ущемлены в правах, так как они были лишены возможности побороться на торгах за обеспечение инфраструктуры для оплаты проезда единой транспортной картой, говорит юрист.

«Однако, как верно отображено в решении Арбитражного суда, государственные органы не обращались за необходимостью финансового обеспечения проекта. Более того, все действия участников проекта являются результатом их собственного участия, в том числе и финансового. Госструктуры РБ в данной истории выступают скорее координаторами, поэтому под законодательство о контрактной системе при его прямом толковании данный случай, на мой взгляд, подпадать не может. Полагаю, что УФАС может попробовать оспорить решение в апелляции, но для этого доводы апелляционной жалобы должны указывать на несоответствие законодательной канве доводов в данном решении. По какой линии пойдет суд, пока предположить сложно», — сказал Шицле.

Эксперт также отмечает социальную составляющую проекта единой проездной карты. Как и в других регионах, в Башкирии проект был направлен на повышение комфорта для пассажиров. Кроме того, он предоставляет широкие возможности для многих участников транспортной системы, добавил юрист.

Как сообщал РБК Уфа, за первые три года реализации проекта сумма платежей по карте «Алга» превысила 10 млрд руб. Власти республики рассматривали возможность объединения в одной карте всех социальных начислений жителей республики. Также предполагалось, что «Алга» будет интегрирована с московской «Тройкой» и аналогичной оренбургской картой.

Pro
Как работодатели в России борются с «тихими отпусками»
Pro
Обман на собеседованиях и проблема каст: как собрать команду из Индии
Pro
Время летунов. Почему частая смена работы стала выигрышной стратегией
Pro
ОАЭ, Иран, Египет, ЮАР: где россиянам выгоднее открыть IT-бизнес
Pro
Все клиенты Чета Холмса в течение года удваивали продажи. Что он придумал
Pro
NPS ждет закат уже в 2025 году: как оценивать клиентский опыт по-другому
Pro
20-летние скоро займут все топ-позиции: 8 идей, как подготовиться бизнесу
Pro
Погиб «британский Билл Гейтс». Кем был владелец затонувшей яхты Bayesian