Башкортостан, 14 мар, 16:19

Хоум Банк снова оштрафовали за рассылку спама в Башкирии

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Управление Федеральной антимонопольной службы по Башкирии оштрафовало ООО «Хоум Кредит Энд Финанс Банк» на 400 тыс. руб. за спам-рассылку. Банк уже оплатил штраф со скидкой, воспользовавшись правом уплаты половины суммы в течение 20 дней со дня вынесения постановления, сообщили в ведомстве.

В УФАС обратился житель республики, которому банк отправлял рекламные предложения на электронную почту без согласия. Автор жалобы предоставил скриншоты 40 писем от банка, полученных с конца 2023 года.

«Согласно закону о рекламе распространение рекламной информации по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента. В ходе рассмотрения жалоб банк не представил доказательств того, что рекламные предложения поступали заявителю с предварительного согласия», — сообщили в ведомстве.

Как следует из материалов дела, банк заявлял, что абонент дал согласие на получение рекламы при заключении договора о ведении банковского счета. Но согласие абонента должно быть «явно выраженным», отметили в антимонопольной службе. В договоре банка не было графы для отметки о несогласии на получение рекламы, в УФАС посчитали автоматическое согласие при подписании договора «ненадлежащей формой» его получения. В итоге банк признали нарушившим закон о рекламе и назначили штраф.

Хоум Банк уже 11 раз штрафовали за нарушения закона о рекламе. Общая сумма назначенных штрафов превышала 2,7 млн руб. В ряде случаев банк погасил штрафы со скидкой, всего на сумму 1,5 млн руб. Семь из 11 штрафов кредитной организации назначило управление ФАС по Башкирии.

Старший юрист Адвокатского бюро «Казаков и партнеры» Станислав Дабижа отметил, что для таких крупных хозяйствующих субъектов, как банки (Хоум Банк занимает 27-е место в рейтинге банков с размером активов 357 млрд руб.), установленный размер штрафа не является существенным.

«В данном случае административное наказание очевидно не достигает цели, установленной в статье 3.1. КоАП — предупреждение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Рассчитывать, что банк при таких обстоятельствах откажется от спам-рекламы, не приходится. Возможно, действие возымели бы такие виды наказания, как дисквалификация или административное приостановление деятельности, однако для их применения в рамках данного правонарушения необходимо внести изменения в законодательство. Кроме того, необходимо усиление контроля за соблюдением законодательства в области персональных данных и рекламы, повышение осведомленности граждан о их правах и способах защиты от спама, а также внедрение технологических решений, которые позволят автоматически блокировать спам-рассылки», —говорит эксперт.

Управляющий партнер ЮК «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский отметил, что число жалоб на спам-рассылки связано с тем, что люди устали от назойливой рекламы и звонков.

«Наиболее активные граждане начали изучать законодательство с целью борьбы с такими звонками и сообщениями. На сегодняшний день не составляет труда в интернете найти соответствующую жалобу, заполнить ее и направить в соответствующее управление ФАС. Поэтому появляется ощущение того, что борьба с такой несогласованной рекламой усилилась. Размеры существующих штрафов, очевидно, не пугают банк, поэтому он продолжает направлять рекламные рассылки. Потенциальная выгода в данном случае от систематического нарушения закона, исходя из поведения банка, превышает размер накладываемых штрафов. Также надо учитывать, что большинство граждан, получающих рассылку, никуда не жалуются, просто удаляя подобные письма и сообщения. Размер итогового штрафа на фоне количества охваченных адресатов является мизерным», — считает он.

По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, ООО «ХКФ Банк» зарегистрировано в 1992 году в Москве. Совладельцами являются АО «Хоум Капитал» и ПАО «Совкомбанк».

Как писал РБК Уфа, в 2024 году в УФАС по Башкирии поступило 335 жалоб граждан на нежелательную рекламу, распространяемую по каналам связи — телефону, электронной почте и т. д. По сравнению с 2023 годом количество жалоб на спам выросло в 2,4 раза — тогда было зарегистрировано 140 обращений.