Как малый бизнес возрождает село, 15 фев 2018, 20:16

До лампочки. Как в башкирскую деревню спустя 80 лет провели электричество

РБК-Уфа выяснил, как живется малому бизнесу в глубинке, когда нет электричества, воды и газа
Читать в полной версии
(Фото: Станислав Шахов )

Жители деревни Отнурок Белорецкого района считают свои края историческим местом - в советское время тут снимались легендарные советские киноленты «Вечный зов» и «Пропавшая экспедиция». Но культурное наследие не помогло приходу благ цивилизации, и Отнурок – один из последних населенных пунктов Башкирии, где до сих пор нет электричества. Хотя до Белорецка от него всего шесть километров.

Интернет-банк только в городе

Фермер Рита Миняева - единственная в деревне сделала скважину для воды.  (Фото: Станислав Шахов )

Назвать темную деревню «глухой» нельзя. Здесь есть малый бизнес - и ферма, и туристическая база «Малиновка», куда едут люди со всей России.

- У нас свой генератор и солнечные панели, но их заряда хватает на четыре часа работы одного домика или два часа работы всей базы. Мы гостей заранее предупреждаем, что электричество включаем только с пяти вечера до часу ночи. Многим это даже нравится – дикая природа, интернета нет, тишина и покой, - говорит управляющая базой Елена Харченко.

Фермер Рита Миняева переехала в Отнурок три года назад, когда-то тут жили ее родители. С мужем Александром они занимаются молочным скотоводством, держат 25 коров. Молоко сдают в город. Есть еще куры, кролики, другая мелкая живность.

- У нас есть инкубатор, электродоилка, холодильники… Но они в городе хранятся. Мы могли бы в разы увеличить объемы, но пока вынуждены пропускать вечернюю дойку коров. Только утром доим и везем молоко, пока не испортилось, - говорит Рита Миняева.

Семья Миняевых - единственные в деревне, кто пробурил скважину для воды за 60 тысяч рублей – нужно поить скотину, а водопровода тоже нет. Без электричества насос не работает, поэтому понадобился еще один дизельный генератор, итого расходов почти на сто тысяч. Остальные жители деревни, в том числе работники турбазы, вырыли себе обычные колодцы, или ездят за водой на лошади к ближайшему роднику, а у кого есть машина – привозят из города.

Воду местные жители и туристическая база возят из родника на лошадке  (Фото: Станислав Шахов )

- Проблемы с электронной сертификацией. С июля полностью заработает система «Меркурий», все ветеринарные справки нужно будет выписывать через интернет. А его тут нет. Даже чтобы перевести деньги на расчетный счет, приходится ездить в город. Там наш интернет-банк. С телефона пытаемся сделать, что можем, когда кто какой файл пришлет – уже ничего не открывается, - рассказывает фермер.

Из-за отсутствия интернета пришлось закрыть и единственный в деревне магазин – все ИП должны использовать он-лайн кассы. Отсутствие электричества не спасет сельский бизнес от проверок и штрафов, поэтому рисковать никто не хочет. А свежие продукты нужны каждый день. Потому что холодильников тут тоже ни у кого нет – еду себе покупают понемногу, особенно летом.

Так люди живут здесь уже 80 лет. В первые годы советской власти работал лесхоз, недалеко рубили лес и добывали торф. Когда темнело, люди спасались свечами и керосиновыми лампами. После перестройки почти все население разъехалось, остались лесник и несколько пенсионеров. Лишь в двухтысячных годах люди стали постепенно возвращаться в родные края и строить дачи. Во-первых, тут красивая природа, во-вторых, до города пятнадцать минут на машине. Керосиновые лампы больше никто не использует, у всех стоят дизельные генераторы и солнечные батареи. Кое у кого даже есть спутниковые антенны. Правда, телевизор – дорогое удовольствие. Поэтому телевизор местные жители смотрят не больше пары часов в день.

Отнурок в Белорецком районе считается перспективным участком. Здесь раздают участки многодетным и нуждающимся в жилье, а просто пожелавшим иметь домик в деревне – продают на аукционе.

Виктор Пелисов с картой деревни  (Фото: Станислав Шахов )

Решить проблемы пытались много лет.

- Вопрос давно поднимали. В конце девяностых местный житель Александр Слесаренко был готов вложиться и за свой счет протянуть линию электропередач, вырубить лесосеку, договорился даже со всеми. Еще одну туристическую базу он хотел построить. Но все остановилось из-за трансформатора – стоил очень дорого. Бывшая глава сельсовета тоже этим вопросом занималась, только ничего сделать не смогла. Хорошо, что у нас Виктор Иванович появился. Он у нас такой пробивной, - рассказывает глава администрации Нуровского сельсовета Надежда Файрузова.

Виктор Иванович Пелисов - местный староста, из приезжих. В свое время строил Сибай, возглавлял там строительно-монтажное управление, получил звание «Заслуженный строитель». Несколько лет назад он купил здесь участок, построил два дома, и начал активную деятельность – стал добиваться, чтобы в деревню провели электричество, газ, водопровод, пустили рейсовый автобус.

Как подключали деревню

По пути к деревне валят лес. Тут пройдет линия электропередач.  (Фото: Станислав Шахов)

- Честно говоря, всем было до лампочки. Я начал заниматься этой темой в августе 2015 года, пошел на прием к главе района. Мне там прямо сказали: денег нет, - рассказывает Виктор Пелисов.

По расчетам бывшего строителя, цена вопроса была шесть миллионов рублей – примерно по миллиону за километр. Это близко к правде – в районной программе развития сельских территорий стоимость оценили в 6,5 млн. По плану Отнурок должны были электрифицировать еще в 2016 году. Но вопрос не решался, и староста после длительной переписки с муниципалитетом написал письмо в администрацию главы республики. В ноябре 2016 года его и Риту Миняеву пригласили на прием к главе.

Как сообщала тогда пресс-служба главы республики, Рустэм Хамитов поручил правительству совместно с администрацией района проработать варианты финансирования работ, чтобы в 2017 году в населённый пункт электричество уже подали.

- Сразу же к нам приехали из администрации района, сетевики, нашли место, где поставить подстанцию. Мы раньше сколько писали письма – всегда приходила ответ с одним и тем же текстом. А летом 2017 года пришло толковое письмо из министерства промышленности – электрификацию нашей деревни включили в инвестиционную программу, - рассказывает Виктор Пелисов.

Солнечные батареи в Отнурке не роскошь, а экстренная необходимость  (Фото: Станислав Шахов )

С 1 октября вступило в силу постановление правительства РФ, что все линии электропередач должны строиться за счет поставщика услуг, то есть «Башкирэнерго». Первые рабочие со столбами появились в деревне в конце ноября 2017 года. Столбы теперь есть, но дома пока так и стоят не подключенные. В начале 2018 года приехали лесорубы и начали рубить вдоль дороги просеку, где будут стоять столбы. Уже свалили больше километра.

- Два месяца мы переписывались с разными ведомствами, чтобы получить разрешения на спил деревьев, - жалуется староста.

У Виктора Ивановича помимо заботы об общем благе есть и свой интерес – один из построенных домов он хочет продать, просит больше двух миллионов рублей, а без инфраструктуры покупателей за такую цену нет.

Все работы строители обещают завершить к 30 мая. Отнурок станет предпоследним населенном пунктом Башкирии, шагнувшим от керосиновых ламп сразу в эпоху солнечных батарей и Интернета.

Как пишет портал Mkset, без электричества деревень в Башкирии всего две. Вторая - Кулмас, она тоже находится в Белорецком районе. Как пишет издание, в ней 11 домов, но постоянно зарегистрировано только четыре человека, остальные – дачники. Электричество в Кулмас проведут «после разработки технических условий». ­

Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух