Башкортостан, 15 мая, 09:16

Объем налоговых льгот в Башкирии за год вырос в полтора раза

Минфин республики оценивает все налоговые льготы региона как эффективные
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Объем налоговых льгот в Башкирии в 2022 году составил 20,2 млрд руб. Это на 49%, или 6,6 млрд руб., больше, чем в 2021 году, сообщила исполняющая обязанности министра финансов республики Светлана Малинская. Она представила доклад об эффективности налоговых льгот региона на заседании комитета Госсобрания — Курултая РБ по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям.

«59 категорий налогоплательщиков воспользовались льготами. Рост по сравнению с 2021 годом составил 49%, или 6,6 млрд руб. В рамках поддержки предприятий с учетом сложной экономической ситуации в 2022 году была принята большая часть предоставленных льгот, законодательство было скорректировано, что способствовало стимулированию экономики и инвестиционной активности региона», — сказала Малинская.

Минфин проводит оценку эффективности налоговых льгот, предоставленных за позапрошлый год. Точные данные по льготам за 2023 год станут известны в июле текущего года, отметила и. о. министра. По предварительным сведениям, в прошлом году объем налоговых преференций остался примерно на том же уровне — порядка 20 млрд руб.

Наибольший объем налоговых расходов приходится на стимулирующие льготы, которые предоставляются инвесторам. В 2022 году на эту категорию пришлось 16,8 млрд руб. льгот, которыми воспользовалась 34 категории получателей. На социальные налоговые льготы пришлось почти 2 млрд руб. Оставшиеся 1,4 млрд руб. — так называемые технические льготы.

Среди стимулирующих налоговых послаблений наибольшую долю занимают те, что направлены на поддержку инвестиционной деятельности:

  • Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль — 9 млрд руб. Льготой воспользовались 27 налогоплательщиков.
  • Пониженная ставка по налогу на прибыль организаций, реализующих приоритетные инвестпроекты, — 3,1 млрд руб. Льготой воспользовались шесть налогоплательщиков.
  • Льгота по налогу на имущество организаций, реализующих приоритетные инвестпроекты, — 1,3 млрд руб.

Вырос и объем скидок по транспортному налогу. Если в 2021 году за счет этой льготы бюджет недополучил 1,86 млрд, то в 2022 году — 1,9 млрд, а в 2023 году — 2 млрд руб.

В Минфине заявили, что все налоговые льготы, предоставляемые в республике, эффективны.

Эффективность налоговых льгот в Башкирии оценивается по двум основным критериям — это целесообразность и результативность, сообщила РБК Уфа руководитель проектов налоговой практики юридической компании Taxology Валерия Александрова. По итогам оценки эффективности может быть предложено сохранить льготу, уточнить ее или отменить, если один из критериев не будет выполнен.

«Отмечу, что обязательность проведения оценки эффективности налоговых расходов (налоговых льгот) субъектами РФ, а также указанные критерии установлены на федеральном уровне постановлением правительства РФ. Оценка самоокупаемости льгот проводится по утвержденной формуле, в том числе учитываются объем налогов, уплаченных организациями, которым были предоставлены налоговые льготы, и темп их прироста. То есть на решение о действии налоговых льгот в последующих периодах оказывает влияние наличие или отсутствие прироста налоговых поступлений в бюджет от компаний, воспользовавшихся мерами государственной поддержки», — говорит Александрова.

В ряде регионов получатели налоговых льгот обязаны предоставлять информацию о динамике таких показателей, как выручка, налогооблагаемая прибыль, фонд оплаты труда, средняя заработная плата сотрудников, сумма инвестиций. На основании этих данных субъект РФ может провести анализ влияния предоставленных мер поддержки на экономическую деятельность организации и проверить, увеличивается ли заработная плата населения, способствует ли та или иная льгота осуществлению капитальных вложений, добавила эксперт.

Руководитель практики структурирования и корпоративных налогов юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Людмила Круглова отмечает, что эффективность социальных и стимулирующих налоговых льгот оценивается по отдельности.

«Если говорить о стимулирующих (об оценке которых и заявил Минфин Башкирии), то эффективность таких льгот, говоря очень упрощенно, считается как соотношение сумм налогов, поступивших в региональный бюджет в расчетный период к суммам налоговых поступлений в предыдущий период. Если с учетом корректировочных коэффициентов (например, на коэффициент инфляции) в расчетном периоде налогов поступило больше, чем в предыдущем, значит льгота эффективна. Значит использование льготы позволило бизнесу развиться, получить больше доходов (или нанять новых сотрудников, купить новую недвижимость или транспорт), с которых в итоге и было уплачено больше налогов, несмотря на использование льготы, вернее, благодаря ей», — сказала Круглова.

Как сообщал РБК Уфа, ранее министерство цифрового развития государственного управления республики предложило сделать бессрочной налоговую льготу для IT-компаний региона. Сейчас предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в отрасли и применяющие упрощенную систему налогообложения, платят по пониженной ставке — 1% при объекте налогообложения «доходы» и 5% — при объекте «доходы минус расходы».

Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США