Башкортостан, 16 мар, 19:19

Ученый Никонов спрогнозировал активизацию карстовых процессов в Уфе

Читать в полной версии
(Фото: управление гражданской защиты Уфы)

Динамика карстовых процессов в Уфе со временем может нарастать. На это будет влиять ряд факторов, в том числе уплотнение жилой застройки, увеличение этажности новостроек, потока транспорта и притоки воды, считает доцент, кандидат геолого-минералогических наук и. о. завкафедрой геологии, гидрометеорологии и геоэкологии УУНиТ Владимир Никонов. Об этом ученый рассказал в программе «Ракурс» на телеканале РБК Уфа.

«Понятно, что любой приток воды, в частности таяние снегов или ливни летом, эти процессы активизирует. Проблема Уфы в том, что она стоит на двух карстующихся породах, на известняках, и особенно опасен в этом в отношении гипс — это двуводный сульфат кальция, минерал очень мягкий, легкорастворимый, склонный к образованию пустот. И я боюсь, что динамика этих процессов со временем будет нарастать, хотя она и раньше была довольно серьезной», — говорит эксперт.

Владимир Никонов напомнил, что в 1927 году в районе станции Воронки в Уфе произошел обвал объемом 8 тыс. кубометров, на его заполнение ушло большое количество вагонов щебня. Подобные случаи были в военные и послевоенные годы, и процессы продолжаются. По словам доцента, они будут активизироваться «не по прямой линии, а по синусоиде», но с общей тенденцией к подъему.

«Уплотняется застройка, зачастую с нарушением действующих СНИПов. Растет этажность домов, увеличивается поток транспорта, это вибрации, это неизбежные утечки вод и ливневых, и дорожных, и коммунальных и прочих в землю. Они очень агрессивны, они активно работают на растворение этого гипса. При их движении в грунтах подземных вод возникают естественные электрические поля, так называемые блуждающие токи. Это еще больше ускоряет эти процессы, то есть идет самовоспроизводящаяся реакция наподобие маленькой цепной реакции. То есть тут мы никуда не уйдем, это карма города Уфы», — отметил ученый.

В 1980-х годах в Уфе при планировании строительства метро провели большую исследовательскую работу. Была обследована территория от улицы Ферина до универмага «Уфа», выяснилось, что где-то процессы идут вяло, а где-то динамично — в частности, в районе Российской и Комсомольской улиц. Также в зону риска тогда включили Черниковку и уфимский косогор — спуск к рекам.

В числе необходимых превентивных мер эксперт назвал исследование участков перед строительством, в случае если обнаруживается, что они не очень надежны, то в проекты должны быть заложены решения об увеличении длины свай, изменении конструкций фундаментов и пр.

Обязательные требования

Директор компании «УфаСтройИзыскания» инженер-геолог Павел Челпанов отметил, что любое строительство подразумевает под собой изучение инженерно-геологических условий, в том числе карстовых процессов.

«Под любое здание бурятся скважины, в том числе и карстологические, они несколько больше по глубине, чем обычные, например, для оценки физико-механических свойств. В них выполняются геофизические работы, определяется, нет ли полостей, если они есть, есть такое понятие, как районирование территории по категории устойчивости относительно карстовых провалов. Территория районируется исходя из категории. Первая и вторая категории — наиболее опасные, на них строить нельзя капитальные сооружения. Третья, четвертая, пятая — там уже с различными допусками, с различными мерами защиты противокарствовыми по фундаментам и т. д. строить можно. Ограничения этажности. Раньше ограничения были в нашем местном нормативном документе, в ТСН, сейчас, так как он отменен, то и ограничения по этажности тоже в целом как бы упразднены», — говорит Челпанов.

К примеру, на участках третьей и четвертой категорий проектировщики должны так спроектировать фундамент здания исходя из геологического прогноза по диаметру возможного провала, что если он произойдет, оно простоит как минимум на период эвакуации людей, а как максимум — до устранения последствий провала. Эксперт отметил, что современные технологии при грамотном подходе позволяют строить высотные дома.

Кто компенсирует ущерб

В ночь на 10 марта в Уфе во дворе на Интернациональной, 193/1 произошла просадка грунта. Под землю ушла припаркованная «Лада Калина». После в городе было зафиксировано еще два провала. По словам адвоката, председателя Московской коллегии адвокатов Елены Скрипцовой, обычно владельцам полагается полная компенсация ущерба, причиненного автомобилю.

«Но здесь нужно учитывать несколько нюансов. Где был припаркован автомобиль? Был ли он припаркован в разрешенном месте? Если владелец проигнорировал предупреждающие знаки, что парковка в данном месте запрещена, либо имелось ограждение, тогда владелец не может рассчитывать на какую-либо компенсацию. Для фиксации произошедшего с автомобилем необходимо обратиться в правоохранительные органы. Если данный ущерб был причинен автомобилю, который находился на проезжей части на дороге, необходимо вызвать в том числе сотрудников ГИБДД, чтобы было правильно зафиксировано причинение ущерба, составлен соответствующий акт. После этого необходимо провести независимую экспертизу с целью оценки причиненного ущерба и только после этого обращаться к, скажем, виновной стороне за компенсацией», — отметила эксперт.

Елена Скрипцова добавила, что сначала необходимо обращаться с досудебной претензией, потому что виновная сторона может решить вопрос и во внесудебном порядке. Моральный вред, если не причинен вред здоровью и жизни людей, не компенсируется.

Pro
Тщетный зов. Почему релоканты не вернутся после заключения мира
Pro
Как составить резюме — советы HR-директора фирмы со штатом 850 человек
Pro
«Превратить рынок в казино 24/7». Будут ли торги криптовалютами в России
Pro
Для биохакеров и простых людей: почему все скупают «умные» кольца Oura
Pro
«Аэрофлот» впервые за 5 лет завершил год с прибылью. Что будет с акциями
Pro
В России и в мире прошли массовые сокращения гендиректоров. В чем причина
Pro
Физлицам надо не позднее 30 апреля отчитаться о доходах. Как это сделать
Pro
Cотрудники используют десятки электронных доверенностей. Можно ли иначе