Башкортостан, 16 июл 2021, 19:03

Эксперты предрекли катастрофическое падение рынка фитнес-услуг в Башкирии

Доходы фитнес-клубов в республике на фоне анонсированных ограничений уже упали на 36%. Участники рынка с опаской ждут введения новых правил. Аналитики считают, что ужесточения мер не переживут порядка 15% фитнес-центров страны.
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

С 26 июля в Башкирии вступят в силу новые правила посещения фитнес-клубов: клиент должен будет показать документ о вакцинации, справку о противопоказаниях к ней или отрицательный результат ПЦР-теста на COVID. Дату начала действия этих ограничений переносили уже трижды. Но даже не введенное, а всего лишь анонсированное ужесточение мер повлияло на доходность фитнес-индустрии. Представители отрасли отмечают снижение числа клиентов и ожидают, что после введения новых правил положение ухудшится.

Удар по бизнесу

После локдауна 2020 года фитнес-индустрия Башкирии зафиксировала резкий рост посещаемости клубов. Ситуация диаметрально изменилась, когда власти в июне озвучили планы ужесточить режим повышенной готовности. На фоне анонсированных ограничений посещение фитнес-центров с 18 июня по 9 июля снизилось на 22%, за это время организации Башкирии потеряли от 17 до 36% доходов, сообщила РБК Уфа представитель Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) в регионе Елена Шадрина.

«Доходы клубов в Башкирии снизились в более устойчивом премиум-сегменте на 17%, в заведениях эконом-класса — на 36%. Люди не торопятся приобретать или продлять клубные карты в связи с неопределённостью ситуации. Срок действия указа постоянно переносится», — прокомментировала она.

Шадрина полагает, что планируемые в Башкирии ограничения вряд ли станут для жителей весомой причиной пройти вакцинацию, в итоге для бизнеса ситуация только ухудшится. По ее словам, потерять клиентов в фитнес-индустрии легко, а привлечь их вновь — «тяжело и дорого».

По данным Ассоциации операторов фитнес-центров, в Башкирии в занятия фитнесом вовлечено не более 3% жителей. По Уфе этот показатель составляет 4%.

Исполнительный директор Persona Sport Fitness Holding Артур Тюр отмечает, что ситуация в отрасли «с прошлого лета в общем и целом напряженная»: есть сложности с выплатой зарплаты и коммунальных платежей, кроме того, из-за прошлогоднего локдауна клубы не смогли создать финансовую подушку, чтобы пережить сезонный спад. После заявлений о новых правилах люди перестали планировать занятия фитнесом на два-три месяца вперед и покупать абонементы.

«В первые дни после того, как объявили об ограничениях, у нас продажи не то чтобы встали, но упали в три раза. Дальше ситуация постепенно стала выравниваться, но она, мягко говоря, далека от идеала», — сказал Тюр в беседе с РБК Уфа. По его прогнозам, с вступлением в силу новых требований доходы снизятся еще на 23–30%, а трафик уменьшится в 4-7 раз. Поскольку локдаун маловероятен, не ожидается и мер поддержки.

«Снижение денежного потока наполовину в течение двух-трех месяцев убьет половину фитнесов Уфы. Мы сомневаемся, что сможем выжить. В данной ситуации логично было бы ввести подобные требования в отношении алкомаркетов, потому что уровень вовлеченности в индустрию фитнеса дай бог 5-6%, а уровень вовлеченности в индустрию алкоголя — процентов 70–80», — считает Тюр.

Прогноз пессимистичный

В некоторых случаях снижение трафика из-за антиковидных ограничений в регионах может достичь 90%, в среднем по стране показатель составит 40–50%, считает президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева. Она отметила, что «в этот сложный период власти должны любые серьезные изменения предварительно обсуждать с бизнесом».

«Мы отчетливо понимаем, что власть плохо разбирается в нашем бизнесе. Поэтому основная задача в переговорах — рассказать о возможных рисках и последствиях для фитнес-индустрии при введении строгих ограничений. Во многих регионах, где мы работали при поддержке Корпорации МСП, АОФИ удалось смягчить ситуацию. Например, в Иркутске возможность посещения фитнес-клубов дополнили справкой об антителах, первой вакциной и т.д. Во Владимире нам удалось отсрочить вступление в силу указа об ограничениях до 1 сентября. В Башкирии мы смогли добиться отсрочки только до 26 июля. С учетом низкого сезона (летом в отрасли традиционный спад из-за периода отпусков и дачных каникул) падение рынка в Башкирии может быть катастрофическим», — прокомментировала Киселева в беседе с РБК Уфа.

По ее мнению, не восстановившуюся после прошлогодних ограничений отрасль поддержали бы льготы по налогу на имущество до конца 2021 года и беспроцентные кредиты на зарплату сотрудников. Востребованной мерой поддержки могли бы стать и субсидии на дезинфекцию помещений, отмечают участники рынка, — сейчас ежемесячные затраты на нее для полноформатного клуба достигают 50 тыс. рублей.

По мнению президента Национального фитнес-сообщества Елены Силиной, требование к справкам о вакцинации и QR-кодам в регионах «убьет бизнес».

«Мы уже потеряли 25% клиентской базы и такую же долю рынка за период пандемии. До летнего, самого низкого, сезона ежемесячный прирост выручки составлял 4,5%, но так и не достиг докризисных показателей. Жаркая погода и ограничения усилили падение: во втором квартале продажи в отрасли снизились на 10,3%. С учетом вводимых ограничений и обязательной вакцинации падение доходов продолжится», — прокомментировала она.

Клиенты уже перестали покупать клубные карты на длительный срок и стали чаще их «замораживать». Это влияет на финансовую устойчивость клубов. По данным эксперта, в пандемию 25% игроков покинули рынок, а введение новых правил неминуемо повлияет на уход с российского рынка еще как минимум 15% участников.

Представители отрасли считают, что власти регионов должны рассмотреть варианты «более мягких» ограничений. Они готовы заполнять залы не более чем на 50% от вместимости, привить 60% персонала — это не составит особых трудностей и позволит сохранить на прежнем уровне зарплату сотрудникам.

Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple