Уфа: проблемы и перспективы, 18 мая 2017, 15:21

Исследование РБК-УФА. Сколько на самом деле денег в бюджете Уфы

Читать в полной версии
Фото: bashinform.ru

«Денег нет» - эта фраза по отношению к Уфе рискует в последнее время стать расхожей. Именно нехваткой средств главой администрации города Иреком Ялаловым оправдывается отсутствие обязательных для любого мегаполиса вещей, например, невывоз снега с улиц города прошедшей зимой. 

РБК-Уфа проанализировал бюджет города, чтобы понять, как он формируется, и где у города "слабые места". В своем исследовании мы руководствовались данными открытых источников – сайтами администрации города, горсовета Уфы и других городов, а также информацией, предоставленной министерством финансов Республики Башкортостан.

В 2016 году доходная часть бюджета Уфы, который утверждают депутаты горсовета, составила 23,2 млрд рублей (рост по сравнению с 2015 на 4%), расходная – 25,7 млрд рублей (рост на 9%). На 2017 год впервые спланирован бездефицитный бюджет: в него, согласно уточненному плану, заложено 22,9 млрд рублей в доходной части и 22,4 млрд – в расходной.

Доходы муниципального бюджета условно можно разделить на две части: это налоговые плюс неналоговые доходы и межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов. Налоговые и неналоговые доходы – это то, что, по сути, город зарабатывает сам. В бюджет Уфы идут в полном объеме собранные земельный налог, налог на имущество физических лиц, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, государственная пошлина, патенты, налог на добычу полезных ископаемых, 10% налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также 15% налога на доходы физических лиц. Неналоговые доходы – это доходы от использования либо продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, 55% от собранной платы за негативное воздействие на окружающую среду (ранее РБК-Уфа писал, что почти 90% предприятий не платят этот сбор), доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

В структуре доходов Уфы собственные доходы в 2016 году занимали меньше половины – 41% или 9,6 млрд рублей – большую часть поступлений обеспечили дотации, субсидии и субвенции вышестоящих бюджетов. Годом ранее, в 2015, Уфа сама смогла сформировать 51% доходной части бюджета (11,4 млрд), а на 2017 год запланировано 10,8 млрд налоговых и неналоговых поступлений, или 47% доходной части. Таким образом, и в 2017 году большая часть бюджета города будет сформирована субсидиями из республиканского бюджета.

Самый большой вклад в формирование собственных доходов города вносит НДФЛ (в плане на 2017 год его доля составляет 38%), далее идут доходы от использования имущества (19,2%), по 10% доходов формируют налоги имущество, на совокупный доход, а также доходы от продажи активов (данные с сайта ufacity.info).

В целом по объему поступлений в городской бюджет за 2016 год Уфа среди сопоставимых городов (Казань, Самара, Нижний Новгород, Пермь, Челябинск, Екатеринбург) занимала последнее, 7 место (в 2015 году - пятое). Собственные доходы бюджета Уфы в расчете на одного жителя составляли в прошлом году 8647 рублей, при среднем показателе в рассматриваемых городах – 10699 рублей, а в Перми – более 13 тысяч рублей.

Почему упали доходы

Больше всего – почти 1,3 млрд рублей – бюджет города потерял в части земельного налога. Основной причиной снижения стало успешное оспаривание крупными предприятиями кадастровой стоимости земельных участков.

Чтобы повысить наполняемость бюджета, город поднимает налоговые и арендные ставки. С 2017 года повышена ставка налога на имущество физических лиц - в среднем на 0,01%. Это ответ на принятый в 2016 году Госдумой закон, заморозивший до 2020 года кадастровую стоимость недвижимости на уровне 2014 года. По оценкам специалистов, бюджет Уфы мог бы недополучить около 10 млн рублей. Ставки поднялись незначительно, но по мнению председателя горсовета Валерия Трофимова, «бюджет не упадет, и город не будет искать дополнительные источники его пополнения». 

Сейчас в расчете на душу населения Уфа получает 164 рубля налога, в то время как Екатеринбург – 520 рублей, Казань и Челябинск – около 370 рублей.

Повышает Уфа с июня этого года и ставки арендной платы за землю. По информации РБК-Уфа, в среднем рост составит 31,3%. 

В этой сфере – «земельных сборов» - город достигал определенных успехов. По итогам 2015 года Уфа была, по данным аналитиков «Сколково», абсолютным лидером среди крупных городов по собираемости платежей за аренду земли. Тогда власти города аккумулировали в бюджет города по всем «земельным сборам» порядка 2,5 млрд рублей (рост за год на треть), 1,96 млрд из этой суммы – чисто арендные платежи за землю.

Тогда же была названа «уникальной» и практика работы с договорами развития застроенной территории. В Уфе таких договоров в 2015 году было заключено 57, в ближайшем по рейтингу городе – только 10. 

В последнее время риторика в части работы с застройщиками изменилась. «Мы как город выставляем площадки под застройку, не оснащенные ничем и часто имеющие обременение – я имею в виду ветхое жилье, которое надо сносить. Вынуждены выставлять за копейки, потому что, например, нет сетей. Во многих регионах городские власти наладили контакт с ресурсными организациями, и там город выставляет на продажу готовый и «ясный» участок», - говорил на своей пресс-конференции весной этого года председатель горсовета Трофимов. По его словам, переломить ситуацию власти Уфы надеются созданием муниципального предприятия по развитию города. «Именно оно должно создавать архитектуру районов, межевать территорию, само планировать и предлагать участки с проектом межевания, то есть намного дороже». 

Еще один фактор, оказавший негативное влияние на доходную часть бюджета – снижение в 2016 году на 531 млн – до 3,9 млрд рублей поступлений налога на доходы физических лиц. Основная причина - уменьшение норматива отчислений в муниципальный бюджет. В 2015 в связи с проведением саммитов ШОС и БРИКС году был введен дополнительный норматив по НДФЛ в размере 5%, в 2016 году он был снижен до 2%, таким образом, в бюджет Уфы поступало 17% (а не 15%, как прописано в законе) собранного НДФЛ. Снижение НДФЛ за счет норматива составило 665 млн рублей, то есть 134 млн было все же компенсировано ростом налогооблагаемой базы.

Если посмотреть на официальную статистику по средней заработной плате в городах, с которыми принято сравнивать Уфу, то Уфа окажется посередине – о том, что средняя зарплата в Уфе достигла 36,5 тысяч рублей, доложил на днях глава администрации города Ирек Ялалов.

Развитие в долг

«Бюджет в Уфе – один из самых маленьких среди миллионников и не позволяет нам развиваться, - говорит председатель горсовета Валерий Трофимов. – В Перми бюджет – 27 млрд. В Екатеринбурге на чуть менее 1,5 млн населения – 30 млрд». В Уфе, напомним, 23 млрд.

Город пытается развиваться за счет кредитов. Объем муниципального долга Уфы на 1 января 2017 года составил 11,2 млрд рублей. За 2016 год он вырос на 23%, такими темпами долг растет шестой год. Только на оплату процентов по кредитам город в 2016 году направил 731 млн рублей, из них 695 млн выплачено коммерческим банкам.

В 2016 году долговая нагрузка Уфы составляла 121,3%, что превышает «критическое предельное значение» в 100%, установленное Бюджетным кодексом РФ. Как сообщили РБК-Уфа в Минфине, «дальнейшее наращивание муниципального долга, непринятие мер по сокращению долговой нагрузки, и как следствие, нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации повлечет за собой применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской федерации, предусмотренных бюджетных кодексом России».

На этом фоне международное рейтинговое агентство Standard & Poor's в марте этого года подтвердило кредитные рейтинги по международной и национальной шкале Уфы на уровне «ВВ-» по международной шкале и «ruAA-» по национальной шкале со стабильным прогнозом. Рейтинговое агентство считает финансовые показатели Уфы стабильными и полагает, что в 2017-2019 годах они постепенно улучшатся.

Ранее глава горсовета Валерий Трофимов говорил РБК-Уфа, что «размер задолженности отслеживается и долги наращиваться не будут: если мэрия будет привлекать новые кредиты, то, значит, старые и менее выгодные будут закрываться». Но и снижение задолженности в 2017 году не прогнозировалось: «сначала надо выйти на нужный уровень бюджета, который позволит развиваться. Это не должно пугать: в цивилизованных странах ни один город без кредитов не обходится, а в России есть более закредитованные города, где задолженность выше бюджета».

Помимо долгов перед банками, город создает задолженность перед подрядчиками. По стоянию на 1 января 2017 года кредиторская задолженность городского бюджета составила 4,3 млрд рублей. За 2016 год ее удалось снизить на 12,6%. Частью задолженности – 851 млн рублей – уже занимается прокуратура. Несколько исков подрядчиков к городу находится в арбитраже.

Как заявлял 5 апреля региональный уполномоченный по правам предпринимателей Рафаиль Гибадуллин, «проблема неоплаты государственных и муниципальных контрактов стала системной», только в этом году рассматривалось шесть обращений такого рода (это, в частности, неоплата капремонта детских садов и канализационной насосной станции в Уфе). В арбитражном суде Башкирии рассматривался иск московского проектного института к мэрии Уфы, лишь частично оплатившей работы по проектированию моста через реку Белая и т.п.

По словам одного из предпринимателей, осуществляющего поставки в детские сады города и не получающего оплату за свои услуги, в администрации района в ответ на претензии посоветовали просто не участвовать в тендерах: «Вы же знаете заранее, что денег все равно не будет».

Ситуация с невыполнением обязательств со стороны госорганов характерна для всего региона. В марте этого года генеральный прокурор РФ Юрий Чайка на совещании в Екатеринбурге упомянул Башкирию в числе регионов с наибольшими нарушениями в этой сфере. «В ряде случаев чиновники не только не оплачивают обязательства, но даже после обращения предпринимателей в суд не принимают мер по добровольному погашению задолженности. В результате региональные бюджеты несут потери из-за взысканных штрафных санкций, исчисляемых десятками миллионов рублей», - сказал генпрокурор. В Башкирии сумма штрафов в прошлом году составила 178 млн рублей. 

Поможет республика?

На этом фоне растут межбюджетные трансферты – в 2016 году Уфа получила от бюджетов вышестоящих уровней 13,8 млрд рублей - на 24% больше, чем в 2015-м, доля таких поступлений в доходах выросла с 49 до 59%.

Только на дороги Уфы из Дорожного фонда республики было выделено 3,4 млрд рублей. В 2017 году на объекты дорожного хозяйства Уфы запланировано выделение из этого же фонда 2,8 млрд рублей. Всего на 2017 год запланировано получение 12,8 млрд рублей из бюджетов высших уровней, это на 6% меньше, чем в 2016 году.

Чтобы сохранить бюджет города сбалансированным, в 2016 году Уфе была выделена дотация в сумме 1,3 млрд рублей. В 2017 году на эти же цели уже выделено 650 млн рублей. Всего с учетом субсидий и субвенций на 1 мая 2017 года республика перечислила городу 2,8 млрд рублей.

На сегодняшний день приняты решения о дополнительном выделении Уфе 407 млн на выплату зарплат в образовательных учреждениях, 200 млн – на финансирование местных инициатив по благоустройству дворов, 39 млн – на ремонт дошкольных учреждений, 17 млн – на реализацию обращений избирателей к депутатам Курултая.

Как сообщили в министерстве финансов Башкирии, еще 7 млрд рублей, выделенных Уфе в 2015-2016 годах в виде межбюджетных трансфертов, в настоящее время проверяются на предмет целевого использования.

На что Уфа тратит средства? Это образование (около половины расходов), жилищно-коммунальное хозяйство (около 20%), национальная экономика (10%); на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, социальную политику, физкультуру и спорт город направляет менее 5% расходов на каждую статью. Но это тема для другого исследования.

Как стало известно РБК-Уфа, сегодня глава республики Рустэм Хамитов провел совещание с участием главы администрации Уфы Ирека Ялалова и министра финансов РБ Риды Субханкуловой. На нем обсуждались вопросы формирования городского бюджета и его параметры. Принято решение о выделении Уфе финансовых средств из бюджета республики на погашение кредиторской задолженности, накопленной в течение последних трех лет, при условии роста собираемости доходов в городе, и направлении части этих дополнительных доходов на погашение долгов города.

Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе