Башкортостан, 18 июл, 16:49

Неформальная занятость в Башкирии за год выросла на 17 тыс. человек

Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Число занятых в неформальном секторе жителей Башкирии в первом квартале 2024 года составило 466,2 тыс. человек. Показатель вырос на 3,8%, или на 17,2 тыс. человек, к аналогичному периоду прошлого года, следует из исследования аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Доля занятых в неформальном секторе в республике за год выросла с 23,5% до 25,3%.

В целом по стране неформальная занятость за год выросла на 13,2%, или на 1,7 млн человек. В России насчитывается 14,4 млн работников-«неформалов» — показатель стал максимальным с четвертого квартала 2021 года, как и доля занятых в неформальном секторе — 19,6%. Каждый пятый трудящийся в России не работает на официально зарегистрированном предприятии.

Из 14,4 млн человек 5%, или чуть более 700 тыс. человек, совмещают занятость в неформальном секторе с официальным трудоустройством, у 13,7 млн россиян неформальная занятость — единственный источник дохода.

Максимально неформальная занятость выросла за год на Чукотке (в 15 раз), Москве (в четыре раза) и Санкт-Петербурге (на 89%). Самое значительное сокращение числа занятых в неформальном секторе зафиксировали в Красноярском крае (-30,6%), Чувашии (-24,6%) и Вологодской области (-17,2%).

По уровню неформальной занятости в стране лидируют преимущественно регионы Северного Кавказа — аграрные субъекты с высоким уровнем безработицы и низкими доходами населения. Около половины всех занятых принадлежат к неформальному сектору в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане. Минимальная доля неформально занятых зафиксирована в индустриализованных северных регионах, меньше всего трудящихся вне корпоративного сектора на Чукотке (5,5% от всех занятых) и ХМАО (5,7%).

В Приволжском федеральном округе максимальный рост числа неформально занятых зафиксирован в Пермском крае (на 28,7%), максимальное снижение произошло в Чувашии — на 24,6%. Самая высокая доля неформального сектора в ПФО в Саратовской области (29,9%), Башкирии и Оренбургской области (23,8%), меньше всего доля занятых в этом секторе в Самарской (13,5%), Ульяновской (14,9%) и Нижегородской (14,9%) областях.

К работникам неформального сектора относятся граждане, нанятые у физлиц или трудящиеся на предприятии без официального статуса юрлица. Речь идет о самозанятых, ИП и их сотрудниках, работниках семейных и любых бизнесов, у кого нет регистрации в качестве юридического лица. Это могут быть как таксисты, строители, уборщики и работники торговли и общепита, так и высококвалифицированные специалисты, например юристы или врачи, работающие вне корпоративного сектора. При этом неформальный сектор не идентичен теневой экономике.

Президент FinExpertiza Елена Трубникова отметила, что рост неформальной занятости стал следствием перераспределения ресурсов на рынке труда.

«Общее число занятых, как в формальном, так и в неформальном секторах, за год выросло на 0,5 млн человек. При этом численность официально трудоустроенных на предприятиях граждан за тот же период сократилась на 1,2 млн человек. Первая категория неформально занятых, куда входят самозанятые, ИП и фермеры, за год увеличилась на 20%, или примерно на 800 тыс. человек. На 13,7%, или 1 млн человек, выросла и вторая категория — наемные сотрудники, работающие на ИП, фермеров и самозанятых. Третья же категория в структуре неформально занятых — трудящиеся в подсобных хозяйствах — напротив, сократилась на 64 тыс. человек», — говорит она.

Член Центрального совета независимого профсоюза «Новый труд», председатель московского отделения НПНТ Денис Зоммер считает, что рост неформальной занятости в экономике связан прежде всего с тем, что у людей нет четкого представления о завтрашнем дне.

«Например, молодежь думает, что впереди вся жизнь, пенсионный возраст кажется чем-то далеким, а разбираться в тонкостях пенсионного обеспечения нет никакого желания. Еще один аспект связан с безусловной простотой вхождения в платформенную занятость. Статус самозанятых оформляется буквально в несколько кликов. ИП регистрируется чуть сложнее, но, тем не менее, этот формат также является достаточно привлекательным для многих сфер. Одна из самых острых проблем самозанятых на сегодняшний момент — максимальный размер дохода в год, который не может превышать 2,4 млн руб. Такая сумма не отвечает интересам развития этого сектора труда. Однако чиновники, к сожалению, не торопятся решать вопрос. По-прежнему не решен вопрос социальных гарантий — труд самозанятого на сегодняшний день, так же как и ИП, увы, никак не защищен. Поэтому наши надежды сейчас направлены на дорабатываемый законопроект о платформенной занятости. Пусть даже в данный момент нет ни опубликованного текста законопроекта, ни его обсуждения, которое анонсировалось еще с начала года», — говорит эксперт.

По словам Зоммера, люди выбирают относительно свободный график и комфортный режим труда. Нужна четкая и грамотная работа органов власти, чтобы жители увидели другие перспективы и предпочитали трудиться не там, где удобнее, а в отраслях, наиболее значимых для нашего государства, хотя и неформальная занятость при должном к ней подходе способна принести серьезную пользу.

Как сообщал РБК Уфа, в Башкирии на конец июня было зарегистрировано 226,1 тыс. самозанятых. Из них 213,4 тыс. — физические лица, 12,7 тыс. — индивидуальные предприниматели. По сравнению с концом июня 2023 года число плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) в республике выросло на 47,5%, годом ранее число самозанятых в регионе составляло 153,2 тыс.

Pro
Секонд-хенд мирового масштаба: зачем Zara и IKEA перепродают старые вещи
Pro
Технология IPFS — «увлечение энтузиастов». Но она может заменить YouTube
Pro
Как молодеть с годами. Секрет долгой жизни от молекулярного биолога
Pro
«Придется заплатить»: в каких ситуациях суд накажет работодателя
Pro
Крокодильи грезы: как взлетел бренд уродливых «тапок» Crocs
Pro
«Безмолвный убийца». Как экономический кризис тихо накрывает Таиланд
Pro
«Теория болтовни». Ученые раскрыли тайну лидерства
Pro
Запрещено почти все. Как открыть бизнес в Таиланде и не нарушить закон