Башкортостан, 18 сен 2015, 11:42

Сергей Лисовский: Хорошо, что кризис возник сегодня. А то было бы поздно.

По мнению сенатора, время требует быстрых решений, которые улучшат положение производителей. Если бы кризис произошел еще лет через пять, то в стране не осталось бы производств, на базе которых можно развивать экономику.
Читать в полной версии
Фото: Андрей Старостин

В среду на официальном открытии сайта ufa.rbc.ru специальный гость мероприятия — сенатор Сергей Лисовский — высказал много интересных мыслей о развитии экономики страны и, в частности, сельского хозяйства. РБК-Уфа публикует наиболее интересные тезисы его выступления.

О малом и среднем бизнесе

Почему-то сложилось, что в России малый и средний бизнес – это производство ширпотреба, причем самого дешевого. Во всем мире малый бизнес – это производство комплектующих для крупных производств. Именно здесь сосредоточен основной потенциал развития. Надо стимулировать, даже заставлять, понуждать государственные компании и монополии все комплектующие закупать в России. Мне кажется, у нас сейчас хороший период. Теперь нет возможности «заливать» проблему деньгами. Надо работать. Мы забыли, что все мы – имеются в виду страны – жесткие конкуренты. Эта конкуренция была долгое время неочевидна, все последние десятилетия мы в ней проигрывали. Хорошо, что сейчас противостояние перешло в активную, явную стадию, и мы начали отвечать. Мы закрыли рынки, государственные монополии начали заказывать продукцию у наших производителей. Это позитивный факт.

Об импортозамещении в сельском хозяйстве

В свое время мы полностью открыли свой рынок и уничтожили тем самым свое производство. Хорошо, что не все. Мы можем обеспечить потребности страны в мясе птицы и свинине, к примеру. Но давайте смотреть глубже. Мы используем при этом иностранные корма, семенные материалы, западные технологии. В итоге в себестоимости сельскохозяйственной продукции больше половины — валютная составляющая, поэтому цена на нее растет.

В сельском хозяйстве как нигде нужно планировать. Основополагающий вопрос для крестьянства сейчас — сколько еще продлится эмбарго? Стоит ли развиваться сейчас? Потому что мы сегодня привлечем инвестиции, построим фермы, а потом рынок опять откроют и уже не будет тех возможностей для развития, которые есть сейчас.

Башкирия – лидер по производству молока в России. Эта отрасль всегда была основополагающей для страны. Она позволяет зимой, когда полгода территория находится в снегах, обеспечить работой сельское население. Я собираю сельскохозяйственную литературу. Так вот, в одной из книг 1910 года нашел описание тары для поставок сливочного масла в Париж. Сейчас об этом можно только мечтать.

У нас нет традиции мясного животноводства, мы всегда специализировались именно на мясо-молочных породах. Ошибочно, на мой взгляд, завозить сюда чисто молочные и чисто мясные породы — они слишком быстро себя отрабатывают.

О монополиях

Монополии обложили бизнес данью: энергетики, нефтяники, инфраструктура, удобрения. Наверху пирамиды стоят банки. Если взять производство мяса птицы, то 80% себестоимости формируют монополии. Производитель влияет лишь на 20 % себестоимости. Я как менеджер могу улучшить себестоимость на 1-2% за счет управленческих решений и технологий. А западный производитель пользуется внутренними субсидиями в своей стране и экспортными субсидиями, поэтому по себестоимости продукции мы заведомо ему проигрываем.

Это заблуждение, что производительность труда в сельском хозяйстве в России ниже, чем в Европе. Я работаю давно и вижу, что реальная производительность труда сопоставима с той, которая есть в развитых странах. К примеру, непосредственно на производстве сельскохозяйственной продукции у нас могут работать те же пять человек, что и на европейской ферме. Но нам приходится содержать охранников, электриков, IT-специалистов. Потому что не гарантированы стабильная поставка электроэнергии, безопасность и другие параметры.

Также в себестоимости высока доля транспортной составляющей. Тарифы на железнодорожные перевозки сейчас такие, что выгоднее возить продукцию автотранспортом. Но при этом состояние дорог в России и требования к нагрузкам на ось не позволяют осуществлять перевозки большегрузными автомобилями, а чем меньше загрузка одной фуры, тем больше стоимость перевозки на один килограмм продукции. Пока мы не решим вопрос с государственными монополиями, мы не сможем быть конкурентоспособными.

Pro
Золото и партия: что нужно знать о новом месторождении в Хунане
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам