Башкортостан, 19 июл 2020, 15:11

ТОП-5 кибермошенничеств с самым большим ущербом в Башкирии

С 9 июня по 19 июля 2020 года у жителей республики похитили больше 6 миллионов.
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба МВД по Башкирии

В условиях пандемии коронавируса в Башкирии активизировались кибермошенники, которые с помощью приемов социальной инженерии похищают деньги онлайн с банковских карт, в том числе предлагая воспользоваться финансовыми инструментами.

РБК Уфа по данным сайта МВД республики подготовил ТОП-5 таких преступлений с самым большим ущербом в денежном выражении за период с 9 июня по 19 июля. Общая сумма похищенных за этот период денег превысила 6,17 миллионов. Среди пострадавших мужчины и женщины, проживающие в Башкирии, их возраст — от 18 до 74 лет. Как ранее сообщал РБК Уфа, за вторую половину мая - начало июня с использованием тех же методов жителям республики был нанесен ущерб на сумму более чем в 3,4 миллиона.

Самую большую сумму — более 1,5 млн рублей— мошенники выманили у 74-летней жительницы Уфы. Ей позвонили с московского номера, и неизвестный сообщил о «сомнительных действиях с ее сбережениями» — якобы служба безопасности крупного банка выявила «подозрительную операцию». Собеседник выяснил информацию о всех имеющихся вкладах и средствах, хранящихся в двух разных банках.

Голос на другом конце трубки убедил пенсионерку сделать несколько манипуляций якобы по защите средств, для чего она направилась к банкомату, который находился в двух километрах от дома и принадлежал кредитной организации, с которой потерпевшая раньше дел не имела.

Исполняя инструкции неизвестного, женщина перевела свои средства на четыре разных расчетных счета в других финансовых учреждениях.

В настоящее время возбуждено уголовное дело по признакам преступления по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Более 510 тыс. рублей отдала аферистам 25-летняя учалинка. Ей позвонила неизвестная и представилась сотрудницей банка, пояснив, что якобы по счету производятся подозрительные операции. Девушку убедили оформить кредит, чтобы они могли избежать несанкционированных действий с ее сбережениями, и затем быстро вывести денежные средства на счет, который ей сообщат якобы представители службы безопасности кредитной организации.

Для большей убедительности лжеработница пообещала, что ей сейчас перезвонит представитель правоохранительных органов и подтвердит информацию. Через некоторое время девушке действительно перезвонил мужчина и заверил в достоверности сведений предыдущего звонка.

Пострадавшая выполнила все действия по инструкции, продиктованной ей по телефону, — подала заявку на кредит через мобильное приложение. Когда заем был оформлен, последовали другие распоряжения — уже по перечислению всех имеющихся денег на разные абонентские номера. Один за другим она перечисляла деньги без раздумий, поскольку была уверена в том, что ее накопления были в опасности. При этом с ней все это время поддерживала телефонную связь «представительница банка» и говорила утешающее: «Вы все правильно делаете».

По факту мошенничества возбуждено уголовное дело по признакам преступления по ст. 159 УК РФ.

Большие потери понесла 45-летняя жительница поселка Новые Черкассы. После звонка мошенников она обнаружила, что на нее оформили кредит на сумму более 400 тыс. рублей. Неизвестный абонент также представлялся сотрудником службы безопасности банка. Он сообщил, что по счетам потерпевшей хотят провести несанкционированные операции и предложил скачать приложение на сотовый телефон — оно позволило дистанционно им управлять.

Полиция сообщает о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 158 УК РФ.

В Салавате 51-летний работник промышленного предприятия, доверившись злоумышленникам, перечислил им 335 тыс. рублей. В том же городе 36-летний горожанин после передачи информации о своей карте позволил обогатиться неизвестным почти на 300 тыс. рублей.

300 тыс. рублей лишился 30-летний житель Гафурийского района. Со слов мужчины, сначала на него оформили кредит, а позже списали полученные деньги.

По предварительным данным, в июне около трех часов дня ему поступил звонок с неизвестного московского номера. Женщина на проводе представилась сотрудником службы безопасности банка. Она сообщила, что на него собираются оформлять кредит. Далее сотрудница соединила его с другим специалистом, чтобы блокировать действия аферистов.

Под диктовку другого представителя службы безопасности банка мужчина скачал себе на телефон приложение для удаленного доступа. Для следующего этапа аферы голос на другом проводе попросил мужчину озвучить реквизиты банковской карточки. Получив все необходимые данные, мошенники оформили на сельчанина кредит на указанную сумму, а позже списали деньги.

По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 158 УК РФ.

Во всех перечисленных случаях полиция проводит необходимые мероприятия для установления личности злоумышленников.

Заместитель управляющего Отделением - Национальным банком по Башкирии Банка России Егор Михтанюк так прокомментировал ситуацию РБК Уфа: «Мошенники руководствуются тремя принципами обмана: вызвать доверие, напугать или обрадовать. Представившись сотрудником банка и вызвав доверие, аферисты, к примеру, предлагают оформить кредит. Предостережением о попытке взлома счета преступники пугают своих жертв, а обрадовать могут тем, что жертве якобы положена некая компенсация. Все эти действия мошенников направлены на то, чтобы выудить информацию о карте или данные для входа в кабинет онлайн-банка. И мы не устаем повторять, что данные с карты, смс-коды и прочую информацию надо беречь и не передавать никому, в том числе сотрудникам банка». Он привел в качестве примера тот факт, что по недавнему исследованию Аналитического центра НАФИ, каждый четвертый владелец банковской карты готов раскрыть мошенникам ее секретные данные и сообщить срок действия карты, трехзначный секретный код с обратной стороны и коды из СМС-сообщений — хотя эти данные раскрывать нельзя и это указывается в договоре с банком.

«Именно несоблюдение этих требований безопасности и приводит к хищениям с банковских карт. При этом, если клиент сам передал мошеннику секретные данные, банк не обязан компенсировать похищенное. Кредитная организация возвращает украденные деньги, только если выполнено два условия: клиент не нарушал правила безопасности при использовании карты и сообщил банку о краже денег с карты не позднее следующего дня», — подчеркнул он.

Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Список требований к директорам по маркетингу вырос. Чего от них ждут
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим