Детский туризм в Башкирии: можно ли на нем заработать предпринимателям
Рынок детского экскурсионного туризма в Башкирии составляет, по экспертным оценкам, несколько сотен миллионов рублей в год. При этом официально из бюджета на поездки учащихся выделяются, по данным РБК-Уфа, гораздо меньшие суммы – порядка нескольких сотен тысяч рублей. В министерстве образования цифру называть не стали, ограничившись в ответе на запрос РБК-Уфа фразой «на детский туризм ежегодно выделяются финансовые средства на проведение туристско-краеведческих мероприятий, в том числе на проведение многодневных и категорийных походов». Кто зарабатывает на этом рынке, кем и как он регулируется – разбирался РБК-Уфа.
Как ранее писал РБК-Уфа, по статистике всеми видами и формами отдыха и оздоровления в Башкирии охвачены 394 743 детей, что составляет 89,2% от общей численности детей школьного возраста в регионе. Основу этого показателя составляют летние лагеря дневного пребывания при школах. В загородные лагеря ездят менее четверти детей. По данным республиканского министерства образования, туристско-краеведческой деятельностью в Башкирии охвачена половина детей. Из них 10% занимаются по образовательным программам туристско-краеведческой направленности, 40% охвачены туристско-краеведческими мероприятиями – это походы, экскурсии, слеты, соревнования, конкурсы, конференции, полевые туристские лагеря. То есть получается, что туристско-краеведческими мероприятиями охвачены не более 20% от общего школьников.
Эксперты говорят, что некоторые современные дети лучше знают и чаще бывают в Турции и Таиланде, о России имеют в лучшем случае теоретическое представление из учебников, а большинство детей вообще никогда не выезжало за пределы своего родного села, города либо региона.
Сколько можно заработать
Как таковое понятие «детский туризм» в законодательстве отсутствует, на практике под ним понимают экскурсии, экскурсионные туры, посещение музеев, летний отдых и оздоровление, активный отдых (походы, сплавы, пещеры и т.д.) для детей школьного возраста, т.е. 7 – 17 лет.
- В республике в почти полутора тысячах школах обучается 450 тысяч детей, в том числе в Уфе в 130 школах – около 100 тысяч детей. Средний чек на трёхчасовую экскурсию по Уфе для уфимских школьников составляет 400 рублей, - рассказывает директор АНО развития туристических, краеведческих и экологических проектов «Планета» Антон Сазонов. По его словам, если даже один ребенок будет ездить на одну экскурсию в год, тогда каждый день на экскурсиях в городе будет 7-9 групп. На практике такого и близко нет. Объём рынка детских экскурсий только в Уфе, при этом охвате может составить 20 млн рублей.
На дальних поездках цифры больше. Средняя стоимость школьного тура на 4 дня в Москву, либо в Санкт-Петербург, либо по Золотому кольцу составляет 12 тысяч рублей. Если охват такими поездками составит 15% школьников, то объём рынка может составить только по Уфе 180 млн рублей. Чтобы представить картину в масштабе региона, эти значения можно увеличить пропорционально количеству учеников, т.е. в 3,5 раза.
Небольшое количество детей, которые сегодня охвачены экскурсионными программами изучения родного родных города и страны эксперт объясняет тем, что финансирование таких поездок полностью лежит на плечах родителей, платежеспособность которых не позволяет покупать туры для детей.
Отдельные проекты, финансируемые государством, не могут масштабно задачу. Например, существует проект по линии Министерства культуры «Моя Россия», квота на Республику Башкортостан в нем составляет 550 человек (по России в целом – 22772 ребёнка из 85 регионов) или 0,12% от всех обучающихся в республике. Но даже в этом проекте бесплатна только сама программа, а проезд к месту начала программы и возвращение домой оплачиваются родителями. В 2017 году турагенты собирали на эти цели по 10 тысяч рублей с ребёнка.
Откуда такие цены
Про формирование цен на поездки рассказал директор фирмы «Мир экскурсий» Артем Балихин. По его словам, до 50% от стоимости всего мероприятия могут занять транспортные расходы. В зависимости от накладных и организационных расходов стоимость одной и той же экскурсии у разных организаторов может значительно отличаться, говорит эксперт - у организаторов, работающих в правовом поле, стоимость экскурсии заведомо выше. У самого Артема предприятие зарегистрировано в форме ИП.
- Например, экскурсия на Стерлитамакские шиханы стоит 1400 рублей. В стоимость заложены: транспорт, расходы, связанные с организацией пикника, отчисления и выплаты, организационные расходы (например, призы проводимой нами лотереи и т.д), зарплата экскурсовода. А вот экскурсия в Зимний лес за блинами на масленицу стоит уже 1700 рублей. Сюда входят: транспорт, расходы связанные с организацией пикника, отчисления и выплаты, лотерея, зарплата экскурсовода, работа персонала, который уезжает к месту встречи группы в лес и готовит мероприятие: веселые старты, снаряжение для пикника и т.д., изготовление чучела Масленицы, работа извозчиков, которые доставляют группу туристов на санях от автобуса до лесной поляны, на которой и проходит мероприятие.
Балихин утверждает, что, работая в правовом поле, успевает подготавливаться ко всем изменениям, включая постоянно усложняющееся законодательство в сфере пассажирских перевозок.
- Все усложнения только в пользу, так как связаны с ответственностью организаторов и безопасностью получателей услуг, - говорит предприниматель. - Трудно контролировать экскурсовода, а вот предприятие, которое организует экскурсии, проверять стоит. Нас только в этом году проверяли несколько раз. Прежде всего, надзорные органы в сфере транспорта. Перед каждым выездом автобусы, на которых проводится экскурсия, проходят проверку на техническое состояние в ГИБДД.
Транспортную составляющую в организованном выезде детских групп назвал самой сложной и Александр Гончаров («Тенгри»):
- Одна из главных проблем - автобусный парк. Автобусы старые, их мало, а новые стоят дорого. Для дальних поездок гораздо выгоднее использовать железнодорожный транспорт, но и здесь количество плацкартных вагонов сокращается.
Все больше поездок переходят на дневное путешествие – это когда находишься в дороге днем, а не ночью, но тогда приходится бронировать гостиницу для проживания, а это дополнительные деньги.
Организатор проекта «Из Уфы на выходные» Валерий Кузнецов считает, что работать с детскими группами даже проще, чем со взрослыми:
- Многих привлекает то, что не нужно набирать группы - берешь сразу готовый класс и везешь. Дети не особо требовательны к программе, их не нужно далеко везти - не выдерживают дальней дороги.
Эксперт говорит, что до сих пор многие это работают нелегально, несмотря на то, что правила перевозки детей ужесточили. Вообще, «серый рынок» - одна из наиболее частых характеристик, которые употребляли эксперты применительно к детскому туризму: зачастую поездки организуют сами родители либо педагоги, заказывая транспорт у случайных перевозчиков и самостоятельно разрабатывая маршруты.
Хотя спрос на поездки, по словам предпринимателей, стабилен, «даже в рамках одного класса есть родители, для которых цена экскурсии не вызывает вопросов, а для других она непосильна».
Где здесь государство
То, что дети мало ездят на экскурсии и ходят в походы, беспокоит и республиканские власти. В 2017 году была утверждена концепция развития детского туризма в Республике Башкортостан на период до 2020 года.
Как пишут авторы концепции, сокращается число туроператоров, занимающихся организованным детским туризмом. В 2015 году их количество уменьшилось до 20, в то время как в 2014 году их было 30. В летней кампании 2016 года в формировании детских групп принимали участие 6 фирм. В числе главных проблем развития детского туризма называются сокращение сети туристских центров в муниципалитетах (за последние годы закрыты такие учреждения в семи районах), отсутствие соответствующей туристской инфраструктуры, системного межведомственного подхода, недостаточный опыт работы по обслуживанию школьников. В муниципалитетах не разработаны программы развития детского туризма, материально-техническая база устарела. Имеются проблемы с использованием школьных автобусов для перевозки детей во внеурочное время по экскурсионным и туристским маршрутам, медицинским сопровождением, не хватает квалифицированных кадров. В вузах не предусмотрена специализация по детскому туризму. А разработанные туристские и экскурсионные маршруты требуют соответствующей сертификации.
Сейчас детский туризм развивается по линии министерства образования Башкирии, министерства культуры, министерства молодежной политики и спорта, государственного комитета республики по предпринимательству и туризму. Как говорит Антон Сазонов, «у семи нянек дитя без глазу».
- Формально за детский туризм отвечает министерство образования. Существует сеть государственных и муниципальных центров туризма - это образовательные организации, деятельность которых регламентируется, в первую очередь, Федеральным законом «Об образовании». В этом законе о детском туризме нет ни слова, - поясняет эксперт. – Рынок туристических услуг регулируется Федеральным законом «Об основах туристской деятельности», в котором, в свою очередь, нет ничего об образовании, и детский туризм никак не выделен из общего понятия туристических услуг. Помимо основных федеральных законов, существует ряд нормативных актов, регламентирующих перевозку детей автобусами и железнодорожным транспортом, условия питания, проживания и т.д. С точки зрения обеспечения кадрами тоже всё не так благополучно – ни один закон в России не устанавливает требования к квалификации экскурсоводов, гидов и инструкторов детского туризма, т.е. любой человек, вне зависимости от образования, квалификации и опыта работы, может заниматься этим видом деятельности и при этом ничего не нарушит. Проблема в том, что каждая структура и организация по отдельности не имеют достаточных компетенций, чтобы выступить в роли центрального звена.
Поможет частная инициатива?
В концепции развития детского туризма содержится пункт о необходимости «разработки механизмов применения государственно- и муниципально-частного партнерства в сфере детского туризма для организации взаимодействия республиканских органов власти и образовательных организаций, организаций культуры, туристских организаций, общественных объединений, музеев».
В качестве связующего звена Антон Сазонов предлагает привлечь институты гражданского общества, прежде всего, некоммерческие организации.
- Свободные и независимые негосударственные НКО могут идеально выполнить роль центра, того связующего звена, которое может объединить всех заинтересованных участников процесса, - считает Сазонов. – Более того, само по себе положительное решение вопроса межведомственного взаимодействия не решит задачу развития детского туризма. В основе должна лежать идея, некая концепция, на основе которой проектируется и создаётся продукт – востребованная, конкурентоспособная и клиентоориентированная услуга, за которую люди готовы заплатить свои деньги. Но мало создать качественную услугу, её ещё надо уметь продать. И здесь частные организации гораздо эффективнее государственных центров туризма, в которых просто нет таких специалистов.
По мнению Александра Гончарова («Тенгри»), «бизнес еще не увидел собственно бизнеса в детском туризме». Пока на этом рынке действуют только малые предприятия с единичными проектами, а полномасштабных проектов не сложилось.
При этом малым предприятиям рынка хватает:
- Рынок экскурсионных услуг никогда, по моему мнению, не будет насыщен, - считает Артем Балихин. – Каждый год появляются все новые предложения, появляются новые экскурсионные объекты, оригинальные формы проведения мероприятий. Даже опытным, существующим уже давно на рынке организаторам расслабляться не приходится.
Александр Гончаров отмечает, что образовательные учреждения довольно закрыты, в них тяжело зайти бизнесу:
- С одной стороны, это хорошо, потому что школы не должны становиться площадкой для продажи услуг, но с другой стороны, контактов между образованием и бизнесом нет.
С ним соглашается Антон Сазонов:
- Необходимо поработать с учительским сообществом – прежде всего, географами, историками и краеведами. Выстроить отношения с образовательными организациями. Сделать так, чтобы вся информация была доступна и понятна родителям.
По мнению эксперта, кадры решают всё: необходим свежий взгляд, «новая кровь», люди, обладающие современным образованием, взглядами и опытом.