Башкортостан, 20 июл 2020, 09:39

Допобразование Башкирии в условиях пандемии: проблемы и решения

Медиахолдинг РБК Уфа организовал круглый стол по вопросам перехода в онлайн социального бизнеса в сфере образовательных услуг.
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Министерство образования Башкирии возобновляет лицензирование программ дополнительного образования. Об этом сообщил глава ведомства Айбулат Хажин на круглом столе РБК Уфа, посвященном вопросам перехода в онлайн социального бизнеса в сфере оказания образовательных услуг.

«Процедура лицензирования образовательных программ возобновляется в дистанционном формате. Процедуры достаточно короткие, максимальные сроки — 45 рабочих дней по лицензированию, 30 рабочих дней по переоформлению. В среднем процедура занимает 10-17 дней. Заключения санэпиднадзора и госпожнадзора не отменяются, но при лицензировании онлайн-программ у них ослабленные требования. Поэтому я не вижу никаких препятствий для того, чтобы получить лицензию до начала учебного года и уже 1 сентября войти в навигатор программ дополнительного образования», — рассказал министр.

Проблемы — в системе

В этом году из-за пандемии коронавирусной инфекции различные секции и кружки были вынуждены отменить занятия или перенести их в онлайн. Тем не менее весной и в начале лета педагогам почти удалось сравнять показатели охвата детей дополнительными занятиями с докарантинными. Как отметил Айбулат Хажин, если на начальном этапе не более 10 тысяч детей подключались к программам дополнительного образования, то к завершению учебного года эта цифра выросла до 120 тысяч в день.

«В общей сложности мы приблизились к уровню охвата детей до пандемии. В июне было организовано почти 100 всевозможных образовательных онлайн-программ, 170 тысяч детей прошли через эти смены», — сообщил глава минобразования .

Один из важнейших вопросов, который задают сегодня специалисты, — насколько система образования готова к дистанционному обучению.

«Когда мы говорим, что мир созрел для того, чтобы полностью перейти на цифру, я уверен, что именно в образовательном процессе это нужно воспринимать как временную меру. Мир меняется, и то, что десять лет назад казалось невозможным, уже существует и внедряется, и наша задача — обеспечить этот процесс законодательно, вовремя отреагировать на ситуацию. Очень важно, чтобы законодательные процессы шли в ногу со временем, с технологиями, чтобы отсутствие нормативов не препятствовало развитию технологий», — считает депутат Государственной думы РФ Рафаэль Марданшин.

Исполнительный директор Ассоциации образовательных организаций «Электронное образование РБ», директор Центра «Цифровой университет» УГНТУ Руслан Габидуллин уверен, что сама система образования сегодня нуждается в серьезной переработке.

«Сейчас нужно говорить о готовности всей образовательной системы к новому эволюционному этапу. Что для этого нужно: разработать новую методику, готовить тьюторов, которые могли бы сопровождать детей вне класса. Система должна стать гибкой, индивидуализированной, трансграничной и асинхронной. Смысл этих слов в том, что образование во всех своих элементах должно измениться», — отметил Габидуллин.

Другая сложность — неготовность домашних сетей к резкому скачку трафика: практически каждый ребенок оканчивал учебный год по видеосвязи. По словам заместителя министра цифрового развития государственного управления РБ Расула Таипова, сети не выдержали одномоментного перехода в онлайн всех образовательных сервисов, однако у республики есть хорошие перспективы для дальнейшего развития этих технологий.

«В республике сейчас созданы оптимальные условия для того, чтобы полноценно запустить систему онлайн-образования. Мы занимаем третье место в ПФО по обеспеченности граждан широкополосным доступом в Интернет, к связи стандарта LTE у нас имеют доступ порядка 87% граждан», — говорит Расул Таипов.

Карате — через Zoom, скрипка — через Skype

Однако главная проблема дистанционного обучения — особенно когда речь идет о программах дополнительного образования, творческих, спортивных и технических секциях — заключается в том, что эффективность таких занятий значительно снижается без личного контакта преподавателя и ученика.

«Поначалу было трудно объяснить пятилетнему ребенку, как правильно поставить стопу. Но я начал видеть, что дети устают: нет контакта, нет живого общения, я не могу даже пожать им руку. Без такой поддержки их интерес стал угасать. Тогда я начал придумывать различные игры, проводил онлайн-чаепития. Благодаря этому у меня получилось удержать детей в группе», — говорит руководитель республиканской детской школы боевых искусств «Удэ» Рустам Хабибрахманов.

Намного сложнее пришлось тем, кто работает с детьми-инвалидами: зачастую именно личный контакт является необходимым условием успешности занятий с такими учениками. Пандемия поставила под удар не только организации, которые обучали этих детей, но и весь наработанный ими прогресс.

«Использование онлайн-обучения в нашем случае совершенно неприемлемо — таких детей надо брать за руки и смотреть им в глаза. По-другому эти дети просто необучаемы. То, что с марта по июль мы не работали, привело к тому, что ушло практически в никуда все, что мы годами вкладывали в них», — говорит директор Центра развития личности «Академия успеха» Гюзель Горбунова.

Некоторые частные образовательные организации, напротив, сумели обратить ситуацию в свою пользу — например, расширить географию обучения и заниматься с учениками со всей страны.

Кто поддержит социальный бизнес

Сфера дополнительного образования для детей и взрослых вошла в список отраслей экономики, наиболее пострадавших от ограничений, связанных с COVID-19. Помимо стандартных льгот и субсидий, предусмотренных правительством, такие организации могут иметь право и на дополнительную поддержку — в соответствии с законом о социальном предпринимательстве.

«Сегодня у бизнеса есть возможности для получения субсидий, но нужно развивать эти коммуникации малого бизнеса и государства, и государство должно понимать это направление. Есть субсидии для одного субъекта, которые могут составить до 300 тысяч рублей. Существуют субсидии на возмещение части затрат на разработку цифровых приложений в сфере дополнительного образования. Есть и другая помощь — грантовая, льготы по аренде и налогам, можно все эти возможности воедино преподнести предпринимателю. Получить эту помощь вполне реально», — утверждает директор АНО «Агентство РБ по развитию малого и среднего предпринимательства» Ирек Гареев.

«Мы понимаем, что сейчас начинается новый этап в развитии социального бизнеса, и мы запускаем школу перехода социального бизнеса в онлайн-формат, — продолжает член Общественной палаты РБ, руководитель «Центра инноваций социальной сферы РБ» Ирина Абрамова. — Мы приглашаем всех принять в ней участие, потому что здесь участвуют очень прокачанные социальные предприниматели, которые уже прошли через многие наши программы. Существует интегратор по дополнительному онлайн-образованию с лучшими цифровыми курсами и практиками дистанционного обучения детей, где собраны лидеры — SkyEng, Учи.ru, Яндекс.Школа и так далее. Мы должны думать, как шлифовать свои программы, чтобы сделать их более конкурентоспособными, но с другой стороны, ваши программы можно добавить на эту платформу. Поэтому предпринимателям есть куда стремиться».

Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике