В башкирском пчеловодстве не все сладко - эксперт
Башкирский мед – один из брендов, на котором республика строит свою известность в масштабах России и мира. Ежегодно в Башкирии производится 6,5 тысяч тонн меда – это 0,4% от общемирового объема. В Министерстве сельского хозяйства РБ считают, что потенциально пчеловодческая отрасль республики может вырасти в 10 раз.
По мнению независимых пчеловодов, этого можно добиться, перенеся фокус внимания с государственных сельскохозяйственных предприятий на частный сектор. Сегодня 83% пчелосемей в республике содержатся в частных хозяйствах, 13% - в крестьянских фермерских хозяйствах и только 4% - на сельскохозяйственных предприятиях. Отрасль растет за счет личных пасек населения, которое не получает субсидий и ощущаемой государственной поддержки. Целевые субсидии зарегистрированным пчеловодам выплачивались до 2013 года. По данным Министерства сельского хозяйства, в 2013 году на эти цели было выделено 5 млн. 130 тыс. рублей (из них 1,2 млн. рублей из бюджета РФ, остальное - республики). Эти средства использовались на приобретение ульев, пчелосемей, пчелопакетов, оборудования для ведения пчеловодства и т.д. В настоящее время таких выплат нет, и это сильно влияет на эффективность работы, признаются пчеловоды.
Монополизация
По словам вице-президента республиканской ассоциации производителей и переработчиков продукции пчеловодства, лидера команды от республики на «Апимондии» в Южной Корее Сергея Мулюкова, одна из основных проблем отрасли – недостаточно эффективное управление пчеловодством в республике.
В настоящее время все государственные проекты сосредоточены в ГУ «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии» (ГУ БНИЦ). По данным Министерства финансов республики, на функционирование учреждения из республиканского бюджета ежегодно выделяется порядка 40 млн рублей (в 2015 году – 39,4 млн рублей, на 2016-2018 гг. запланировано ежегодно по 35,5 млн рублей). Центр позиционируется как ведущее учреждение Республики Башкортостан по проблемам науки и производства в области пчеловодства и апитерапии, на него также возложены функции инспекторской службы по пчеловодству.
Как рассказал РБК-Уфа генеральный директор ГУ БНИЦ Амир Ишемгулов, центр проводит бесплатные обучающие семинары в районах республики – прошедшей весной было проведено пять семинаров, создает в школах учебные пасеки, обучение на них также бесплатное. Кроме того, центр раздает пчеловодам племенной материал.
Один из самых широко тиражируемых проектов центра – поставки башкирского меда за рубеж. В ноябре прошлого года был подписан контракт с китайской компанией «Чжон Гэ» на сумму 2,5 млрд рублей о прямых поставках в КНР башкирского меда и косметической продукции на его основе. Объем планируемой к поставке продукции – 12,5 тысячи тонн. По данным Министерства экономического развития РБ, 2 ноября 2014 года произведена первая поставка меда объемом 500 кг. В марте 2015 года осуществлена поставка меда объемом 300 кг. Это незначительные объемы в структуре поставок башкирского меда за рубеж. Как сообщила РБК-Уфа пресс-служба Башкортостанской таможни, в 2014 году за границу было вывезено 39,7 тонны меда, причем основной объем – 37,5 тонны – в США. За первое полугодие 2015 года экспортировано 74 тонны меда, из них почти половина – 33,4 тонны – в Гонконг, остальное – в США, Египет, Канаду. Вице-президент ассоциации производителей и переработчиков продукции пчеловодства Сергей Мулюков пояснил РБК-Уфа, что основные зарубежные поставки меда в Башкирии осуществляет ООО «Медовые технологии».
Основные вопросы, которые имеют к ГУ БНИЦ по пчеловодству и апитерапии частные пчеловоды, связаны с недостаточным вниманием к обучению пчеловодов, отсутствием современных технологий анализа меда, отсутствием статистики по смертности пчелосемей (в некоторых районах республики в этом году она доходила до 60% при среднемировом показателе 30%) и предложений по ее предупреждению.
В настоящее время рассматривается проект новой концепции развития отрасли пчеловодства в Российской Федерации. Документ предполагает «объединение сил пчеловодческого сообщества на платформе Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства с одновременным развитием системы многоуровневой кооперации на основе Некоммерческого партнерства «Роспчелопром». Первый уровень кооперации предполагает объединение пчеловодов-частников для индустриального ведения пчеловодства, глубокой переработки продуктов пчеловодства на уровне районов. Районные объединения, в свою очередь, консолидируются в единое региональное сообщество пчеловодов. Сергей Мулюков считает, что такая форма управления отраслью будет более эффективной, прежде всего, с точки зрения прямого субсидирования и поддержки пчеловодов.
Технологическая отсталость
По словам Сергея Мулюкова, в настоящее время слабо развита программа обучения пчеловодов современным способам, технологиям ухода за пчелами. К примеру, у частников не хватает знаний о том, какими лекарствами нужно лечить пчел. Многие из них применяют антибиотики, следы которых затем обнаруживают в меде, что снижает его ценность и делает невозможным экспорт (проверка пробной партии меда одной из башкирских пасек в лаборатории Германии показала превышение допустимых норм препаратов в 17 раз). По словам Сергея Мулюкова, в республике нет современных лабораторий, способных определить следы широкого спектра лекарственных препаратов и пестицидов в меде. Имеющееся в настоящее время оборудование позволяет выявить антибиотики одной-двух групп, в то время как европейские лаборатории – до 56 групп.
При этом экологическая чистота меда – один из главных критериев оценки продукта при экспорте в Европу. Как рассказал президент Международной федерации пчеловодческих ассоциаций Жиль Ратиа во время своего визита в Башкирию в конце августа этого года, в первую очередь, проверяется наличие пыльцы генно-модифицированных растений, остаточное количество пестицидов, лекарственных препаратов, в частности, антибиотиков, наличие алкалоидов, радионуклидов и других токсических веществ.
Экологичность башкирского меда является главным его конкурентным преимуществом на мировом рынке, где сейчас торгуется до 30% фальсификата, но сохранение высокого качества возможно только при условии соблюдения технологий производства.
Выход, по мнению Сергея Мулюкова, заключается в покупке в Европе новейших технологий для лабораторных исследований. Сумма инвестиций – порядка 15 млн рублей. Активисты отрасли считают, что лаборатория должна быть государственной и доступной всем пчеловодам. Проверка меда на наличие широкого спектра запрещенных веществ должна стать обязательной для всех производителей.
«500 пасек»
Другая проблема, по мнению Сергея Мулюкова, – недостаточное внимание к отрасли. Эксперт привел в качестве примера положение в молочной сфере. Работает программа «500 ферм», ежегодно в республике проходит крупнейший фестиваль «Молочная страна». В «медовой» отрасли проводятся лишь локальные ярмарки на уровне муниципальных образований, городских районов. Специальной площадки круглогодичного использования для таких мероприятий в регионе нет.
Ассоциация производителей и переработчиков продукции пчеловодства инициировала подачу заявки от Уфы на проведение конгресса пчеловодов «Апимондия – 2021». По мнению эксперта, уже само участие города в конкурсе будет способствовать привлечению внимания к отрасли и решению ее проблем.