РБК-Аналитика: Крым и Ленин помогут рынку авиаперевозок в Уфе?
Впервые за пять лет Россия переживает падение объема авиаперевозок. После короткой заминки, вызванной кризисом 2008 года, этот рынок рос уверенными темпами и «споткнулся» в первом полугодии 2015-го. По его итогам общий пассажиропоток просел, на первый взгляд, незначительно – на 0,7 %. Но за этой цифрой стоит ощутимое падение рынка по международным рейсам – на 14,2 % (данные опубликованы Росавиацией). Отчасти это удалось компенсировать мобилизацией сил в области внутренних перевозок, но в плюс рынок все равно не вышел. Вряд ли ситуацию удастся переломить во втором полугодии. В последние недели отрасль пережила скачок цен на билеты, вызванный колебаниями валютного курса. Поглощение «Аэрофлотом» «Трансаэро» также приведет к росту цен и снижению пассажиропотока на международных рейсах, считают эксперты.
В масштабах региона падение оказалось еще более радикальным. В первом полугодии пассажиропоток на международных рейсах из Уфы снизился на 37% – то есть в 2,5 раза больше, чем в целом по России. И хотя в Уфе это также отчасти компенсировалось ростом рынка внутренних перевозок, полугодие закончилось с общим минусом (в 3,9%). Как сообщили РБК-Уфа в пресс-службе уфимского аэропорта, из расписания в 2015 году исчезли восемь иностранных городов, включая Барселону, Прагу и Тель-Авив. Авиакомпании «Czech Airlines», «Air Europa» и «Air Arabia» ушли из Уфы, «Fly Dubai» сократила частоту рейсов. Годом ранее свои рейсы в Дубай, Прагу и Киев закрыла компания «Трансаэро».
В плюсе только Таджикистан
Объем международных перевозок в России падал и в 2014 году. Однако в целом рынок продолжал расти. По данным, опубликованным «профильным» ИА «Авиапорт», пассажиропоток портов московского авиаузла прибавил в прошлом году от 7 до 14 %, в крупных регионах средний рост также составил около 10–12 %. Уфа не выбивалась из общего тренда: по данным, опубликованным на официальном сайте аэропорта, общий рост перевозок составил в прошлом году 7,3 %. А вот количество пассажиров, вылетающих за границу, уже тогда показало отрицательную динамику – снизилось на 0,7 %. Если переводить проценты в абсолютные цифры, то в 2014-м международные рейсы из Уфы недосчитались примерно 5 тысяч пассажиров, а в первом полугодии 2015-го – уже 120 тысяч.
Отдельные данные по направлениям приводятся в годовом отчете аэропорта, опубликованном на его официальном сайте. Почти все международные регулярные рейсы имели в 2014-м отрицательную динамику, значительнее других оказались «минусы» Тель-Авива (–59 %) и Праги (–31 %). Прирост количества пассажиров наблюдался лишь на рейсах в Таджикистан. Более оптимистичной была картина по чартерным рейсам. Заметный рост пассажиров наблюдался на чартерах, вылетающих в Шарм-эль-Шейх, Хургаду, Даламан, Пхукет, Родос и Ларнаку. Уменьшилось количество пассажиров, отправлявшихся в Ираклион, Бангкок, Монастир, Барселону и Анталью.
Динамику дальнейшего падения рынка международных перевозок спрогнозировать трудно. Пресс-секретарь уфимского аэропорта Татьяна Ризван сообщила РБК-Уфа, что прогноз по изменению международного трафика после введения зимнего расписания (с конца октября) «аналогичен нынешнему периоду». Между тем, как раз после смены летнего расписания на зимнее год назад «на каникулы» ушли те компании, которые весной так и не вернулись в Уфу (в частности, испанская «Air Europa»). Нынешнее расписание действует с апреля. Комментируя тогда же его введение изданию «Business FM», Татьяна Ризван признала, что «ожидается определенное снижение трафика на международных направлениях – примерно на 20 %», сославшись на заявки авиакомпаний.
Сами авиакомпании неохотно делятся своими планами. От комментариев воздержались, в частности, в уфимском представительстве «Turkish Airlines». В мае эта компания увеличила частоту рейсов Уфа – Стамбул до шести в неделю. При этом из годового отчета уфимского аэропорта следует, что и при меньшей частоте рейсов в 2014 году пассажиропоток на этом направлении упал на 8 %. Пресс-служба «Оренбургских авиалиний» сообщила РБК-Уфа, что «полетная программа рейсов на 2016 год пока находится в работе». Пресс-служба «Трансаэро» не смогла прокомментировать будущее своих уфимских рейсов.
«Внутренние» цифры исправляют ситуацию
«Количество международных рейсов сократилось на треть, но в то же время загрузка оставшихся рейсов достигла практически 90 – 100 %», – сообщили РБК-Уфа в уфимском аэропорту. «Оренбургские авиалинии» также отмечают высокую загрузку своих чартерных рейсов Уфа – Хургада и Уфа – Анталья. Тезис о том, что меньшая частота рейсов может быть компенсирована их стопроцентной загрузкой, регулярно озвучивается игроками отрасли.
Столь же часто звучит тезис о том, что падение международных перевозок может быть восполнено ростом перевозок внутрироссийских. «В сегодняшней экономической ситуации характерно перераспределение пассажиропотока. Отмечается снижение платежного спроса населения по международным направлениям и соответственно уменьшение количества рейсов. Вместе с тем наблюдается увеличение пассажиропотока на внутренних маршрутах», – заявил генеральный директор аэропорта Уфы Александр Андреев, комментируя показатели первого полугодия.
Почти во всех аэропортах России значительное «международное» падение в большей или меньшей степени компенсируется «внутренним» ростом. В Уфе внутрироссийский трафик вырос на 11 %, что позволило удержать общее падение пассажиропотока на отметке ниже 4 %. Пресс-служба аэропорта отмечает, что это минимальное падение по Приволжскому федеральному округу. В России есть аэропорты, которые даже вышли в плюс по итогам первого полугодия – на фоне падения своего международного трафика. Например, тюменский аэропорт прибавил 1 % общего пассажиропотока, а аэропорт Сургута – 2,5 % (при падении международных перевозок почти на треть). Но это, в основном, относится к регионам Урала и Сибири, где внутрироссийский трафик существенно преобладает над международным.
Убытки терпят авиакомпании, а не аэропорт
Эксперты считают, что количество пассажиров мало соотносится с динамикой доходов от их перевозки, прежде всего – с доходами авиакомпаний. Президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун озвучил в качестве примерных итогов 2014 года следующие цифры: «Убыток по внутрироссийским воздушным линиям около 32 млрд. руб., положительный финансовый результат по международным воздушным линиям – около 10 млрд. руб. Итого убыток российских авиакомпаний в целом – около 22 млрд. руб.» Эти цифры прозвучали в докладе на слушаниях в Общественной палате России. Внутренние и международные перевозки имеют разную экономическую структуру, поэтому для авиакомпаний одно не вполне «компенсируется» другим.
Ни авиакомпании, ни аэропорты не разглашают динамику своих доходов, продиктованную перераспределением международных и внутренних рейсов. Из отчета аэропорта Уфы за 2014 год следует только то, что его выручка от авиационной деятельности (то есть связанной непосредственно с обслуживанием рейсов) выросла на 10 % и составила 2,9 млрд. руб.
Эксперты согласны с тем, что аэропорты переносят кризис гораздо лучше, чем авиакомпании. Глава консультационной компании «Аэропорт Инвестменс» Сергей Детенышев так объяснил это изданию «Авиапорт»: «Во-первых, у них, как правило, нет валютных кредитов, во-вторых, лизинг перронной техники составляет не такую масштабную часть затрат, как лизинг воздушных судов для авиакомпаний. Аэропорты имеют шанс сохранить рентабельность на прежнем уровне».
«Импортозамещение» на Крым
Лидерами роста в Уфе оказались рейсы на российские курорты: Сочи, Краснодар, Минеральные Воды и Симферополь. Как гласит статистика за первое полугодие, их суммарная загруженность выросла вдвое и превысила 30 тыс. пассажиров. Весной пресс-секретарь аэропорта анонсировала через «Business FM», что интенсивность полетов в Симферополь вырастет втрое. Примерно такой же рост интереса к этим направлениям авиакомпании демонстрируют и в других крупных российских аэропортах. На фоне общего снижения пассажиропотока именно российский юг оказывается тем направлением, на котором постоянно открываются новые рейсы. В конце 2014 года новые рейсы из Уфы в Сочи открыли сразу две авиакомпании – «RedWings» и «Оренбургские авиалинии», последние также открыли рейс в Симферополь в нынешнем году. «Этот рейс выполняется под коммерческим управлением ПАО «Аэрофлот», – пояснили РБК-Уфа в пресс-службе авиакомпании.
Более того, несмотря на уход сразу нескольких крупных игроков, новые международные рейсы в расписании уфимского аэропорта все же появляются. Как сообщили РБК-Уфа в пресс-службе аэропорта, в этом году из Уфы в Салоники начала выполнять рейс компания «Ellinair». Кроме того, компания «Royal Flight» открыла рейсы из Уфы на Гоа, в Даламан и Родос, а «Azur Air» – в Камрань, Хургаду и Шарм-Эль-Шейх. Согласно открытым источникам, все три компании присутствуют на рынке чартерных перевозок недавно. Греческая «Ellinair» создана в 2013 году, ее парк – пять самолетов. Две другие – российские, ребрендинг прошли в 2014 году, до того назывались «Абакан-Авиа» и «Катэкавиа». Первая специализировалась на грузовых перевозках, вторая – на региональных перевозках преимущественно в Сибири.
Рынку международных авиаперевозок поможет Ленин?
Долгосрочные планы уфимского аэропорта более амбициозны. По словам Татьяны Ризван, предприятие ведет переговоры по открытию регулярных рейсов в Финляндию, а по итогам переговоров с «Czech Airlines» получено предварительное согласие по возобновлению в следующем году рейсов в Прагу. Кроме того, ранее сообщалось о том, что аэропорт «ищет возможности установления авиасообщения со странами ШОС, прежде всего с Китаем».
По просьбе РБК-Уфа Татьяна Ризван рассказала о нынешнем состоянии проекта:
– Мы ведем активный поиск перевозчика в Пекин и Урумчи. Предложения были направлены как российским, так и китайским перевозчикам. Российские – «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии» – заинтересованности не проявили. Китайские – «Air China», «Хайнаньские авиалинии», «Восточные Китайские авиалинии» – проявили заинтересованность в открытии рейсов в Уфу. Но только при наличии условий для развития въездного туризма в Башкирии.
Между тем, в Башкирии есть перспективы для создания таких условий. В июне республика презентовала в Китае проект «Красная Уфа». Как сообщили РБК-Уфа в республиканском госкомитете по предпринимательству и туризму, регион планирует участвовать в федеральном проекте «Красный маршрут» для туристов из КНР.
– Речь идет о посещении китайскими туристами мест, связанных с Лениным, с военно-историческими событиями, – рассказал заместитель председателя госкомитета Роман Шайхутдинов. – Маршрут «Красная Уфа» охватывает три дома, связанные с жизнью Ленина, музей КГБ БАССР, музей УМПО, в котором сохранились моторы, поставлявшиеся в Китай во время войны. Кроме того, в республике сохранились объекты, связанные с деятельностью Коминтерна. Наш проект получил поддержку на специальном форуме министерства культуры России, посвященном «Красному маршруту». Сейчас мы прорабатываем маршруты для китайских туристов на 7 и на 14 дней. Помимо «ленинских мест», они включают наши природные объекты. Мы надеемся заинтересовать китайских партнеров этим тоже, поскольку в Китае плохая экология.
По словам Романа Шайхутдинова, маршруты приходится планировать через Москву и Санкт-Петербург – как раз из-за отсутствия прямого авиасообщения с Китаем. «За счет сотрудничества с КНР мы надеемся на серьезный дополнительный поток туристов в республику», – подчеркивают в ведомстве. Но неизвестно, будет ли этот поток достаточным для того, чтобы китайские авиакомпании пришли в Уфу.