В Башкирии зарегистрировали первый бренд с «географическим указанием»
Мансуровский гранит, который добывают в Учалинском районе Башкирии, стал первым региональным брендом в республике со статусом «географического указания» (ГУ). Об этом сообщили в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).
«Регистрация Мансуровского гранита в качестве географического указания способствует развитию камнеобрабатывающих производств Башкортостана, выводу уникальной продукции на новые рынки, стимулированию инвестиций в региональную экономику», — сказал руководитель Роспатента Юрий Зубов.
Вместе с Мансуровским гранитом в Башкирии теперь официально зарегистрировано семь региональных брендов, в России — 305. Ранее в республике были зарегистрированы торговые названия «Башкирский мед», «Курай», «Кургазак», «Бурзянский бортевой мед», минеральные воды «Ассы» и «Юматовская». Они имеют статус охраны в качестве «наименования места происхождения товара» (НМПТ). Статус ГУ в России имеют, например, бренды «Томская береста», «Минусинское масло», «Урюпинские пуховые изделия» и другие.
По словам сенатора от Башкирии Лилии Гумеровой, региональные бренды позволяют повышать узнаваемость республики в России и мире и привлекать больше туристов.
«Регистрация региональных брендов в качестве НМПТ и ГУ — это еще и подтверждение особых свойств и высокого качества товара. Ведь получить такую регистрацию возможно только доказав, что товар имеет уникальные свойства и традиционный способ изготовления, присущий конкретной территории», — сказала Гумерова.
Свидетельство об исключительных правах на использование географического указания «Мансуровский гранит» выдано компании «Уральские камни». Зарегистрированное в Учалах предприятие ведет разработку крупнейшего в России месторождения ценного светло-серого гранита. Оценочные запасы на этом месторождении составляют 7,5 млн кубометров. При нынешнем уровне разработки гранита хватит примерно на 200 лет добычи. Этот камень используется во всех видах строительства, в дорожных работах, при отделке. Мансуровский гранит применялся, в частности, в отделке арки главного входа ВДНХ в Москве, на котором установлен памятник «Рабочий и колхозница», парка 300-летия Санкт-Петербурга и других объектов.
Партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин сообщил РБК Уфа, что регистрация бренда с географическим указанием препятствует неправомерному использованию наименования места происхождения в отношении конкретных групп товаров, в данном случае — гранита.
«Проще говоря, если некий производитель будет реализовывать свою продукцию с указанием защищенного ГУ, а при этом ее действительное место происхождение будет отличаться от указанного, такая продукция может быть признана контрафактной, что даст основания для ее изъятия из оборота. Производителя могут обязать прекратить использовать охраняемое ГУ. Более того, такая же судьба может постигнуть продукцию и производителя гранита из того же региона, не получившего своевременно свидетельство о предоставлении права использовать зарегистрированное ГУ», — сказал Федюкин.
Эксперт добавил, что региональный бренд с ГУ — на самом деле не бренд в подлинном смысле этого слова. У него нет одного исключительного правообладателя. То есть Мансуровский гранит могут выпускать и другие компании помимо АО «Уральские камни», в том числе его прямые конкуренты. Но для этого они тоже должны получить в Роспатенте права на использование данного наименования. А для этого нужно доказать, что продукция соответствует критериям и характеристикам товара, в отношении которого зарегистрировано географическое указание.
АО «Уральские камни» зарегистрировано в 1994 году. Генеральный директор компании — Александр Сараев. Структура собственников предприятия не раскрывается. Согласно данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, по итогам 2021 года выручка организации составила 705 млн рублей, а чистый убыток — 65 млн рублей. РБК Уфа обратился в компанию за комментариями.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.