Башкортостан, 23 мая 2020, 11:47

Автокредитованию в Башкирии помогут онлайн-сделки и госсубсидии

В апреле выдача автокредитов в республике снизилась почти на 80%.
Читать в полной версии
Фото: «Автостат»

В Башкирии количество выданных в апреле автокредитов сократилось по сравнению с мартом на 79,4% — с 3,9 тыс. до 824 единиц. В среднем по стране падение еще серьезнее — 80,8% (с 91 тыс. до 17,5 тыс.), следует из данных совместного исследования Национального бюро кредитных историй (НБКИ) и агентства «Автостат».

«В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж, а традиционное кредитование в автосалонах в апреле фактически остановилось, — отметил гендиректор НБКИ Александр Викулин.

По его словам, ситуация будет восстанавливаться по мере отмены карантинных мероприятий, но на уровень начала года сектор выйдет еще не скоро.

Опрошенные РБК Уфа эксперты из числа банковского сообщества и автодилеров апрельское снижение тоже связывают прежде всего с длительным нерабочим периодом и необходимостью самоизоляции граждан. И офисы банков, и автосалоны работали в ограниченном режиме. В результате в «Банке ПТБ» выдача автокредитов сократилась пропорционально общей динамике по стране, а в башкирском подразделении ВТБ продажи автокредитов снизились по сравнению с мартом почти в пять раз.

В «Уралсибе», по словам начальника управления автобизнеса Лианы Малюги, показатели негативной динамики несколько лучше среднерыночных — примерно на 12%.

«Связано это с мерами поддержки клиентов: в их числе организация выездного обслуживания — выезд сотрудника по месту нахождения клиента организован с соблюдением всех санитарных норм, сохранение спецпрограмм со сниженными ставками на новые автомобили и автомобили с пробегом, возможность подачи заявки онлайн», — отметила собеседница РБК Уфа.

Специальные программы автокредитования действуют и в «Банке ПТБ». Как рассказал начальник управления кредитования банка Айдар Мустафин, кредит на новые и подержанные авто можно оформить как в офисах банка и автосалонах, так и на покупку авто у физического лица без посредников.

«Благодаря мерам поддержки экономики со стороны государства, в том числе направленным на обеспечение доступности кредитных ресурсов через снижение ключевой ставки, можно прогнозировать удешевление стоимости автокредитов, — отметил Айдар Мустафин. — Это, несомненно, должно привести к оживлению рынка автокредитования и увеличению продаж».

Постепенного восстановления рынка автокредитования в ПТБ ожидают в ближайшие шесть месяцев. Основным драйвером, по мнению специалистов банка, могут стать программы государственного субсидирования автокредитов, в том числе за счет возможного увеличения перечня автомобилей, соответствующих условиям программы, и повышения максимально допустимой стоимости автомобиля. Дополнительным фактором для оживления рынка автокредитования можно считать направленность банков именно на обеспеченное кредитование, отметил собеседник РБК Уфа.

В конце апреля ВТБ сделал процесс покупки автомобиля полностью дистанционным, рассказали в пресс-службе кредитной организации. Клиенту достаточно выбрать машину в автомобильном маркетплейсе банка, оформить заявку на кредит и после ее одобрения подписать документы с помощью электронной подписи. Деньги переводятся дилеру, после чего его представители связываются с заемщиком для выбора наиболее удобного способа получения автомобиля — доставка на дом или самовывоз.

Скоро такая услуга будет доступна и в Башкортостане, отметил управляющий ВТБ в республике Ирек Мухаметдинов. По его словам, в мае в сегменте автокредитования рост прогнозируется на уровне 70%.

«По сравнению с началом апреля мы отмечаем постепенное оживление продаж автокредитов. В настоящее время их оформляют клиенты, которые раньше планировали покупку автомобиля, особенно с учетом программ государственного субсидирования. Кроме того, дилеры ищут пути работы в новых условиях и переходят на онлайн-сделки», — отметил Ирек Мухаметдинов.

Однако к онлайн-покупке автомобиля не готовы больше сами клиенты, заявил руководитель сети дилерских центров «Башавтоком» Евгений Астафуров.

«Нашему клиенту нужно физически посетить дилерский центр — «пощупать» продукт. Также есть определенные опасения по отношению к цифровым подписям», — отметил собеседник РБК Уфа, подчеркнув, что и сами банки смогли полностью адаптироваться к работе онлайн только к концу апреля.

По его словам, в мае отрицательную динамику планируется снизить с 80% до 50% — «есть спрос, есть онлайн-заявки и одобрения», а в июне довести цифру до 35%.

«В пользу этого говорит наличие отложенного спроса и отсутствие повышения ставок, ужесточения условий кредитования от банков, а также то, что в связи со снижением возможностей свободно путешествовать по миру, многие планируют провести отпуск в России, причем передвигаясь на собственном автомобиле», — отметил Евгений Астафуров.

Также в июне-августе автодилеры ожидают расширения условий госпрограмм поддержки отрасли.

Статистику по автокредитам надо смотреть исключительно с привязкой к общему объему продаж, считает вице-президент ГК «Арт-Моторс» Андрей Шмергельский. Самый важный показатель, по его словам, — это объем кредитования к проданным автомобилям, а не суммарное количество кредитов.

«У нас абсолютно прямая корреляция продаж к пенетрации кредитов, и она не поменялась, — заявил собеседник РБК Уфа. — Условно, из 100 проданных в месяц автомобилей 50, то есть половину, мы продавали в кредит. Сейчас мы, опять же условно, стали продавать по 50 машин в месяц, а кредитов стало 25 — тоже 50%. Корреляция сохранилась».

Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code