Башкортостан, 23 мая 2023, 11:47

Башкирия наладит поставки катализаторов в Беларусь на 200 млн евро

Башкирские предприятия полностью обеспечили потребности российских НПЗ в катализаторах и начали поставлять их за рубеж
Читать в полной версии
Фото: Мозырский НПЗ

Башкирия собирается поставить в Беларусь 12,6 тыс. тонн катализатора гидрокрекинга нефти. Стоимость контракта с Мозырским нефтеперерабатывающим заводом составит более 200 млн евро за три года. Об этом на форуме «Газ. Нефть. Технологии — 2023» в Уфе заявил директор Ишимбайского химического завода катализаторов (ИСХЗК) Игорь Ренжин.

По словам предпринимателя, в прошлом году на Мозырском заводе заработала новая установка комплексного гидрокрекинга по технологии H-Oil. Теперь белорусская компания ищет поставщика катализаторов, и им может стать башкирское предприятие.

«Это новая технология. До этого на территории России и Беларуси таких установок не было. И данная установка потребляет в год около 4 тыс. тонн катализатора. В настоящее время объявлен тендер на приобретение катализатора для этой установки на три года. Объем закупки превышает 12 тыс. тонн, сумма контракта — более 200 млн евро», — сказал Ренжин.

Руководитель ишимбайского завода попросил поддержки у руководства республики в реализации этого проекта. Глава Башкирии Радий Хабиров, который участвовал в пленарном заседании уфимского нефтегазового форума, заявил, что правительство окажет содействие в заключении контракта с белорусской компанией.

«Оформите письмом обращение к нам, а мы будем работать с правительством Беларуси», — сказал Хабиров.

Игорь Ренжин также рассказал, что в 2022 году российская нефтеперерабатывающая отрасль полностью заместила импорт катализаторов каталитического крекинга. Если до 2013 года включительно лишь 10% катализаторов на предприятиях страны были отечественного производства, а после 2014 года этот показатель вырос до 70–80%, то начиная с прошлого года импортных присадок на российских заводах уже нет.

Вся потребность российских НПЗ в катализаторах этого типа составляет 12 тыс. тонн в год. Между тем два крупнейших производителя — KNT Group в Башкирии (в группу входит и ИСХЗК) и «Газпромнефть каталитические системы» — выпускают совокупно 31,5 тыс. тонн катализаторов в год. При этом на долю башкирских предприятий приходится большая часть — 28 тыс. тонн.

В части катализаторов гидрогенизационных процессов (гидроочистки и гидрокрекинга) российские производители в 2008 году обеспечивали менее 10% всей потребности. В 2022 году на отечественных поставщиков приходилось уже 60% всего производства. Полностью импортозаместить этот сегмент планируется в 2024 году, сообщил Ренжин.

Ученый-исследователь каталитических материалов, заведующий кафедры общей и неорганической химии РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, профессор Алексей Дедов в разговоре с РБК Уфа назвал главные проблемы российского производства катализаторов. По его словам, процесс создания этих веществ — длительный и дорогостоящий. В зависимости от формулы, производство даже опытной партии катализатора может потребовать не одного года работы, а также строительства установок для синтеза, иногда довольно громоздких. Нефтеперерабатывающие компании долгое время не хотели вкладывать деньги в эту отрасль, предпочитая покупать готовые катализаторы за рубежом, говорит эксперт.

«Понимаете, разработкой катализаторов занимается фундаментальная наука. Они создаются в университетах, научных институтах и т.д. А предприятия требуют сразу результата, который можно получить только после пилотных испытаний. У университетов нет такой возможности. То есть нужно вот это промежуточное звено, которое потратит деньги на пилотные испытания, строительство установки и прочее. На все это нужны средства. Это целая наука, которую нужно поддерживать и финансировать. Но компании не спешат это делать», — сказал Дедов.

Как сообщал РБК Уфа, башкирские компании начали активно замещать импортные катализаторы в 2022 году после того, как западные страны ввели жесткие санкции против российского нефтегазового сектора. На прошедшем в мае 2022 года форуме «Газ. Нефть. Технологии» в Уфе был дан старт производству катализаторов гидрокрекинга на предприятии «РН-Кат» в Стерлитамаке. Собственное производство катализаторов позволило башкирскому нефтеперерабатывающему комплексу увеличить выпуск бензинов класса Евро-5.

ООО «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов» наряду с ООО «Стерлитамакский завод катализаторов» входит в холдинг KNT Group. Компания подконтрольна предпринимателям Эльвиру Рахматуллину, Ильшату Усманову и Айдару Тагирову. Выручка ИСХЗ в 2022 году составила 3,6 млрд рублей, а чистая прибыль — 226 млн рублей. Выручка стерлитамакского предприятия группы в прошлом году достигла 864,2 млн рублей, а чистая прибыль — 42,5 млн рублей.

Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей