Башкортостан, 25 янв 2022, 07:44

Уфа поднялась в рейтинге привлекательных для гостиничного бизнеса городов

Возглавил топ-20 Санкт-Петербург, обогнав прошлогоднего лидера Москву
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Уфа заняла 16-е место в рейтинге городов России, к которым ведущие гостиничные операторы проявляют наибольший интерес. Столица республики улучшила место в топ-20, за год поднявшись на одну позицию. Рейтинг самых привлекательных городов составили аналитики Cushman & Wakefield на основе опроса среди крупнейших международных и российских сетевых гостиничных операторов, развивающих бизнес в РФ или планирующих выйти на отечественный рынок.

Лидером рейтинга стал Санкт-Петербург, сместив с этой позиции Москву. Смену лидера в топе эксперты объясняют тем, что гостиничный рынок Москвы более затоварен и конкурентен, чем в Северной столице, где сектору еще есть куда расти. Третье место в рейтинге сохранил за собой Сочи, на четвертую строчку вышла Казань, прибавив сразу две позиции, замкнул пятерку Ростов-на-Дону (рост на три позиции). Входившие в топ-5 годом ранее Екатеринбург и Владивосток сместились на шестую и седьмую строчки соответственно. Замкнули топ-20 Уфа, Челябинск, Воронеж, Волгоград и Калуга.

Респонденты оценивали привлекательность открытия новых сетевых отелей в 20 городах по шкале от одного (неинтересно) до десяти (очень интересно). Города-лидеры набрали от восьми до десяти баллов, Уфа получила 6,5 балла (рост на 0,5 балла по сравнению с прошлогодней оценкой).

Аналитики отметили рост показателей Краснодара, который поднялся на три строчки в рейтинге, войдя в топ-10 привлекательных для гостиничного бизнеса городов. С 10-го на 14-е место спустился Хабаровск, Омск потерял шесть позиций в рейтинге, заняв 13-е место. Эксперты подчеркивают, что потеря позиций не свидетельствует о том, что тот или иной город не интересен гостиничным операторам сам по себе. Так, ухудшение места Омска связывают с насыщением рынка заявленными или уже строящимися проектами и отсутствием потребности в большем объеме дополнительных номеров.

Большинство опрошенных операторов ожидают восстановления показателя доходности на номер до допандемийного уровня в Москве в 2023 году, оптимистичные прогнозы на 2022 год дают 9% респондентов, 18% ориентируются на 2024 год. 73% опрошенных считают, что в регионах оздоровления ситуации стоит ожидать в 2023 году, 27% прогнозируют восстановление показателей в 2024 году.

Средняя доходность гостиничного номера в РФ за 11 месяцев 2021 года составила 3,8 тыс. рублей, увеличившись на 94% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Показатель ниже на 27%, чем за 11 месяцев доковидного 2019 года.

67% респондентов назвали ключевой причиной отмены или отсрочки реализации проектов в регионах страны проблемы с финансированием. 40% опрошенных отметили, что ввод отелей может быть отложен на полгода-год из-за пандемии коронавируса. 43% операторов заявили, что включают в договоры ESG-принципы (учитывающие экологический, социальный и управленческий аспекты).

Профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта, РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева отметила, что оценка привлекательности города для гостиничного бизнеса в первую очередь зависит от развития туризма, прогнозов по росту турпотока и наличия инфраструктуры. В то же время этот критерий может быть по-разному оценен сетевыми операторами, специализирующимися на малых и средних средствах размещения, и теми, кто открывает отели с большим номерным фондом. По словам эксперта, на улучшение показателей Уфы в рейтинге повлияло развитие разных видов туризма, в том числе событийного, которое наблюдается в столице республики и в целом по Башкирии последние годы.

«Если сравнивать пространственно-стоимостные характеристики двух республик, то можно отметить, что Башкортостан в 2,1 раза больше по площади, чем Татарстан, при этом, по данным Росстата, объем платных услуг за 2020 году в РТ составил 262 млрд, а в РБ — 221,8 млрд. Эти расчеты показывают, что у Башкортостана есть большие перспективы развития многих отраслей экономики, в том числе и туризма, но нет такого эффективного руководства сферой туризма, как в Татарстане. Также следует отметить, что в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, ежегодно составляемом Агентством стратегических инициатив, Татарстан и в 2020, и в 2021 году устойчиво занимает вторую позицию, Башкортостан в 2020 году занимал 9-ю строчку, а в 2021 году поднялся до пятой, что также может положительно повлиять на решение потенциальных инвесторов гостиничного бизнеса об открытии отелей в этом регионе, но скорее все же средних и малых средств размещения», — отметила Зайцева.

По мнению профессора, рост позиций столицы Татарстана Казани также стал планомерным результатом эффективной работы госструктур региона по развития туристической отрасли.

Доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук Денис Жильцов в беседе с РБК Уфа отметил, что представленный рейтинг «выглядит не совсем справедливым». По словам эксперта, сравнивать привлекательность Санкт-Петербурга с численностью населения более 5 млн человек и его культурным наследием с курортным Сочи, где проживают 430 тыс. человек, сложно, так как число гостиниц и туристов сильно разнится.

«Скорее всего, на рост привлекательности гостиничного бизнеса в Уфе повлиял проект "Стратегия развития туризма до 2035 года", благодаря которому правительство республики планирует к 2035 году увеличение ежегодного потока туристов до 5 млн человек. В рамках концепции предполагается открытие в городах региона новых туристических маршрутов, а также развитие медицинского и круизного туризма. Особенно перспективным видится медицинский туризм. За оздоровительными процедурами российские туристы до локдауна выезжали в такие страны, как Израиль, Германия, Южная Корея. Но в связи с жесткими противопандемийными ограничениями усложнились условия въезда в эти страны, соответственно, освободившуюся нишу медицинского туризма может занять российский бизнес», — сказал Жильцов.

Коммерческий директор Управляющей компании «Русские Сезоны» Инна Рындина отметила, что к ряду определяющих привлекательность городов для гостиничного бизнеса факторов относятся также транспортная доступность и число исторических памятников.

«В целом основные факторы на сегодняшний день, которые определяют привлекательность городов для гостиничного бизнеса: спрос со стороны отечественных туристов, спрос со стороны иностранных туристов, транспортная доступность, количество исторических памятников, развитая гастрономическая инфраструктура и климат. Говоря об объективности рейтинга — первые четыре места и их очередность не вызывают сомнения, что касается пятого места, которое занял Ростов-на-Дону, здесь, безусловно, должен стоять Крым, ну или Ялта — как его туристическая столица, так как потенциал Крыма явно до конца не реализован», — считает Рындина.

Как сообщал РБК Уфа, в 2024 году в аэропорту столицы Башкирии планируют открыть трехзвездочный отель под международным брендом Ibis Styles. Инвестиции в отель на 150 номеров составят 917 млн рублей. Проект компании «Стройтех» по возведению гостиницы включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов республики.

Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Меня недолюбливают: как люди сами выдумывают себе проблемы
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Высокопроизводительный задира: как управлять токсичным топ-перформером
Pro
Эпоха человекоподобных роботов ближе, чем кажется. Вот доказательства
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис