Башкортостан, 25 мар 2019, 11:37

УФНС по РБ: Бизнес уходит — налоги остаются

Ряд крупных предприятий Башкирии сменили «налоговую прописку». Бытует мнение, бизнес покидает регион в поисках менее обременительной нагрузки. Налоговики объясняют это новой моделью администрирования крупнейших налогоплательщиков.
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

В феврале 2019 года в России введена схема, которая предполагает разделение крупных компаний по отраслевому принципу и постановку на учет в специализированных межрайонных налоговых инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам. Место налогового учета устанавливает исключительно Федеральная налоговая служба, сообщили РБК Уфа в Управлении ФНС по Башкортостану.

«Если только предприятие не переедет со всеми производственными и административными зданиями, со всем штатным персоналом, а также транспортом и прочим имуществом, то уплата таких налогов, как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, транспортный и земельный по-прежнему будет производиться в консолидированный бюджет Башкортостан», - отметили в пресс-службе Управления.

В Башкортостане к категории крупнейших относятся 15 компаний. Согласно сведениям федеральной налоговой, в целом по стране более трех тысяч таких предприятий, вместе они обеспечивают половину поступлений в консолидированный бюджет.

С точки зрения эффективности проверок финансовой деятельности компаний целесообразнее собрать отраслевых экспертов в двух-трех точках по стране, а не организовывать десятки центров экспертиз в регионах, отмечает эксперт в области международного налогообложения Рустам Вахитов.

«В ряде государств - например, в Голландии - система давно работает именно таким образом: крупные компании инспектируются по индустриям, а не по месту нахождения. Допустим, в Роттердаме - транспортные компании, в Амстердаме – финансовые», — рассказал Вахитов.

Перераспределения средств с изменением налогового администрирования нет, продолжает собеседник РБК, в отличие от налоговой перерегистрации в другом регионе. Во втором случае распределение налогов действительно может поменяться. Однако такие факты не всегда связаны с высокой налоговой нагрузкой. Например, иногда это требуется с точки зрения выхода компании на федеральный уровень, на внешние рынки - это касается в первую очередь «ухода» в столичные регионы.

«А порой подобное происходит, когда регионе начинается чрезмерно жесткое администрирование - и налоговые органы начинают агрессивно и несправедливо действовать в отношении нормальных бизнесов, - рассказывает Рустам Вахитов. - Люди, что называется, «голосуют ногами» и меняют регион. Такие ситуации не нравятся региональным властям - бюджет теряет доходы, однако прямых рычагов воздействия на налоговую службу у них нет - это структура федерального подчинения»

По мнению эксперта, здесь важно уметь договариваться, выстраивать конструктивные взаимоотношения, мыслить стратегически. При этом в Башкортостане делается действительно много усилий, чтобы выглядеть привлекательным для иностранных инвесторов, отмечает Рустам Вахитов.

Инвестиционный климат в Башкортостане - даже выше среднего по стране, считает председатель башкирской ассоциации юридических компаний, руководитель общественного совета при Госкомитете РБ по предпринимательству и туризму Владимир Вишневский.

«В целом же налоговый климат в России - размер платежей, порядок уплаты - не способствует развитию бизнеса: ни крупного, ни среднего, а уж тем более малого. Сейчас все новации государства практически всегда приводят только к увеличению налогового бремени», - отмечает юрист.

Pro
Как обосновать сделку с фирмой, которую налоговая считает «однодневкой»
Pro
5 шагов к клиенту: как привлечь заказчиков на конкурентном рынке ПО
Pro
81 великое испытание Huawei. Как матрас-культура сделала компанию лидером
Pro
Как российские экспортеры используют цифровые валюты для платежей
Pro
Всем потребовался администратор 1С: как им стать и сколько будут платить
Pro
Прокуратура забирает у собственников предприятия. Но есть шанс их вернуть
Pro
Почему в США теряют интерес к «культуре пробуждения»
Pro
Не повторяйте ошибок IKEA: культурный код как оружие в борьбе за рынки