Башкортостан, 25 мая 2021, 11:20

Школьников Башкирии предложили учить основам предпринимательства

Опрошенные РБК Уфа эксперты назвали ряд факторов для успешной реализации инициативы в регионе.
Читать в полной версии
Фото: freepik.com

Школьников и студентов предложили учить основам предпринимательства. Партия «Новые люди» выступила с инициативой массового открытия центров школьного предпринимательства в стране и обучения студентов по программам создания своего первого бизнеса. Предлагается также распространить на регионы России проект фонда поддержки образовательных программ «Капитаны», в рамках которого на базе вузов создаются бизнес-акселераторы и к выпуску студенты являются организаторами или партнерами бизнес-проектов. Эксперты оценили востребованность такого направления в Башкирии.

Инициаторы проекта уверены, что основы предпринимательства должны стать одними из ключевых навыков жителя страны, поэтому обучение в этом направлении необходимо начинать со школьной скамьи.

«Мы привыкли, что есть заказчик образования. И этот заказчик — государство, которое решает, чему учить детей. Но так не должно быть. Заказчик — это родители и сами ученики, школьники и студенты. И они говорят нам, что хотят учиться предпринимательству. При этом система на это не реагирует», — отметил лидер партии Алексей Нечаев.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного с 28 марта по 2 апреля 2021 года, 60% россиян хотели бы стать предпринимателями, 62% опрошенных родителей заявили, что хотели бы, чтобы бизнесом занимались их дети. При этом 82% респондентов отметили, что нынешняя система образования не готовит детей к самостоятельной жизни, 49% опрошенных считают, что и вузовское образование не готовит студентов к самостоятельной работе по специальности после выпуска.

Фото: ВЦИОМ

«Школьникам необходимо объяснять азы предпринимательства, в частности, формат работы самозанятых. Необходимо приглашать состоявшихся предпринимателей, продвинутых в IT-сфере, в отраслях, близких к ученикам, — к тем же социальным сетям, игровым видам бизнеса. Чтобы объяснять основы предпринимательства на понятных школьникам примерах. В будущем это поможет ученикам сориентироваться в выборе профессии. Мы тоже ведем работу в этом направлении, оно безусловно востребовано, поэтому такую инициативу я поддерживаю», — сказал бизнес-омбудсмен региона Флюр Асадуллин.

С тем, что учить бизнесу должны не школьные учителя, а практикующие предприниматели, преуспевшие в своем деле, согласен и председатель молодежного комитета Башкирского регионального отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Евгений Буянов.

По его словам, сегодня в республике уже есть опыт организации подобных встреч старшеклассников с бизнесменами.

«Участники рассказывают о своих успехах и ошибках, делятся опытом. Приглашаются добившиеся больших успехов молодые бизнесмены, у которых есть чему поучиться. Эти мероприятия — закрытые для СМИ и большого круга людей, но очень важные и нужные для тех, кто “горит” своим делом», — сказал Буянов.

Он назвал актуальным для республики и обучение предпринимательству студентов, поскольку на сегодня именно выпускники колледжей и вузов в Башкирии являются крайне уязвимой группой населения при трудоустройстве.

«Начинающие предприниматели рано или поздно сталкиваются с проблемой правильных коммуникаций. Они не могут донести свою мысль до инвесторов, грамотно презентовать себя и свою идею. Другая проблема — они боятся обращаться в госструктуры, считают, что их проект незначительный, но на самом деле многие проекты имеют огромный потенциал. Эти идеи в итоге реализуются, но за пределами Башкортостана и даже России, либо их бросают на полпути», — говорит Буянов.

Председатель комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Госсобрания Башкирии Раиль Асадуллин в беседе с РБК Уфа отметил, что при реализации подобных проектов необходимо обучать специалистов азам работы с детьми.

«Очень сложно сегодня на методике предметного образования, которая отработана в отечественной системе образования, строить технологию подготовки к предпринимательству, так как это совершенно другая, непростая педагогическая технология. Я приветствую такие проекты, но важно, чтобы их осуществляли очень подготовленные люди, которые знают и экономику производства, и одновременно психологию дидактики, то есть психологию работы в образовательном процессе с детьми. Любые школы, которые готовят детей к реальному производству, очень полезны и нужны, но на сегодня дефицитны», — отметил Асадуллин.

По его словам, практика реализации подобных программ, в частности «Бакалинской интеллектуальной школы», показала, что участие детей в реальных производственных проектах в местах их проживания становится для них в будущем причиной возвращения в родные места. Кроме того, такие проекты формируют у детей способности к творчеству и стимулируют интеллектуальное развитие.

Руководитель Института образования региона Азат Янгиров, комментируя инициативу, отметил, что необходимо аккуратно подходить к организации подобных программ: «Нужно понимать, что предпринимательство массовым быть не может. Из 100% населения к предпринимательству склонны 5–7%, поэтому нужно подходить к этому аккуратно, чтобы не возникло иллюзий и соблазнов, что бизнес — это просто, ведь какие-то люди могут не рассчитать свои силы в реальности и оказаться не у дел».

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ