Башкортостан, 25 авг 2021, 14:08

В Башкирии оценили идею запретить продажу алкоголя до 21 года

В случае реализации инициативы Минздрава может вырасти потребление нелегальной алкогольной продукции, а сетевые ритейлеры потеряют часть выручки, считают эксперты.
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Алкогольная продукция формирует от 2 до 50% выручки продуктового ритейла в Башкирии в зависимости от позиционирования магазинов. Наибольшее беспокойство планируемый Минздравом России запрет на продажу крепкого алкоголя людям младше 21 года вызывает у владельцев специализированных алкогольных магазинов, сообщил руководитель Башкирской ассоциации участников алкогольного рынка, учредитель сети магазинов «Лукошко» Игорь Прозоров в программе «Ракурс» на телеканале РБК Уфа. Вместе со снижением продаж алкоголя ритейлеры ощутят и уменьшение спроса на сопутствующие товары.

«В алкогольной группе товаров есть группа, которую мы называем алкоголь праздничного потребления, алкоголь культурных традиций — он приобретается на встречи родственников, дни рождения, какие-то другие праздники. Эта группа востребована покупателями, но в зависимости от позиционирования ритейла для продавца значимость алкоголя разная, для кого-то общепит важнее, а, к примеру, для специализированных алкогольных магазинов, дискаунтеров, это главная позиция. И для них планируемые ограничения представляют наибольшее беспокойство», — отметил он.

Минздрав России предложил повысить минимальный возраст для покупки крепкого алкоголя с содержанием спирта более 16,5% с 18 лет до 21 года с 1 марта 2022 года. Эту инициативу ведомства сейчас оценивает рабочая группа, после чего документ рассмотрят профильные комиссии правительства.

По словам Прозорова, инициатива Минздрава понятна, но запрет может привести к тому, что желание употребить алкоголь и «получить запретное» только вырастет. Это подтверждается на практике в праздничные дни, в которые в Башкирии запрещают продажу алкоголя. За день до введения запретов молодёжь закупается алкоголем, при этом приобретается больше, чем нужно, с оговоркой «чтобы точно хватило», и в данном случае ограничения наоборот приводят к стимулированию употребления. Кроме того, новый запрет может стать и импульсом для развития теневого рынка.

Ориентация на некрепкий алкоголь

Президент Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов считает, что к любым запретам необходимо подходить аккуратно, учитывая, что основная проблема как правило заключается в исполнении самих ограничений.

«У нас от региона к региону разнится доля нелегального алкоголя, народ продолжает гнать и спирт, и другие алкогольные напитки. Доступность алкоголя присутствует. Помимо сетевой торговли, где априори нет нелегального алкоголя, существуют и другие форматы торговли, которые злоупотребляют такими явлениями. И соответственно, если возникнет задача приобрести алкоголь, то он будет приобретён вне зависимости от возраста покупателя. В целом, конечно, к инициативе Минздрава можно относится по-разному, есть и отрицательные моменты, и положительные, время рассудит», — говорит Карпов.

Доля нелегального алкоголя на российском рынке на сегодняшний день составляет порядка 20%, пять лет назад показатель составлял 80%.

Эксперт отметил, что раньше Минздрав хотел полностью запретить продажи алкоголя до 21 года. Нынешнюю же инициативу, когда ограничения планируется ввести лишь на напитки крепче 16,5%, можно назвать «золотой серединой», призванной, чтобы постепенно переучивать молодых людей от употребления крепкого алкоголя.

«Огромное число продаётся альтернативных напитков, большое количество российского вина появляется в продаже. И эта тема сейчас находится под пристальным вниманием в том числе со стороны государства. Минпромторг проводит акцию два раза в год по продвижению российских вин в торговых сетях, это показывает, что стимулирование [продаж и производства] этого напитка имеет место быть. И в этот раз инициатива Минздрава может найти своих благодарных участников и в итоге примут такое решение», — заключил Карпов.

Видео: РБК Уфа

Альтернативные меры

По мнению председателя Национального союза защиты прав потребителей, руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, государству не нужно дополнительно стимулировать переход на другие напитки.

«На протяжении 15 лет в целом по стране идет устойчивая тенденция по снижению производства и продаж крепкой продукции, параллельно идет увеличение интереса к домашней выработке алкогольной продукции, это становится модой, особенно в пандемию резко выросли продажи самогонных аппаратов. В Европе и во всем мире идет снижение градуса, когда крепкие напитки покупаются для приготовления более легких коктейлей, а не для самостоятельного употребления. И в этой ситуации государству и региональным бюджетам нельзя терять акцизы там, где их можно собрать. Не нужно дополнительно стимулировать переход на другие напитки», — сказал Шапкин.

Он отмечают, что к обсуждению подобных запретов власти должны привлекать экспертов и представителей рынка, чтобы были взвешены все последствия планируемых ограничений, в том числе и бюджетные.

«Если вспомнить, что Минздрав регистрирует всякие настойки типа "боярышника" и как лекарство их продает вообще без возрастных ограничений, то какой смысл вводить запрет на продажу крепкого алкоголя в алкомаркетах? Ограничительные меры, конечно, нужны, я считаю, что должно быть обязательное требование к предъявлению паспорта при покупке алкоголя, это защитит и представителей бизнеса. Кроме того, нужно начинать с выполнения действующих установленных ограничений. Есть закон о защите детей от информации, которая может навредить их психическому здоровью. Этот закон действует с 2012 года и там черным по белому написано, что с четырех часов утра до 23:00 запрещается демонстрация процесса употребления алкоголя, если сигнал не закодирован, то есть если к нему есть доступ у несовершеннолетних. Этот запрет на практике не выполняется никем и надзорные органы на это никак не реагируют», — говорит Карпов.

Он также отметил, что в рамках эфирного времени на телеканалах, выделяемого под социальную рекламу, неплохо было бы напомнить родителям об их ответственности перед детьми — за вовлечение несовершеннолетних в пьянство предусмотрены как административные штрафы от 2,5 тыс. рублей, так и уголовная ответственность до шести лет тюрьмы.

Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону