В Башкирии поддержат социальный бизнес в сфере креативных индустрий
В Башкирии 328 субъектов малого бизнеса вошли в региональный реестр социальных предприятий. Из них только восемь предпринимателей ведут деятельность с сфере культуры. Об этом сообщила руководитель Центра инноваций социальной сферы «Агентства РБ по предпринимательству» Ирина Абрамова в ходе круглого стола «Развитие проектов социальных предпринимателей в области культуры, креативных индустрий. Вызовы и возможности». По ее словам, столь низкий процент творческого бизнеса, состоящего в реестре социальных предпринимателей, может быть связан с недостаточной информированностью самих бизнесменов.
«Социальное предпринимательство многогранно, в это понятие входит много направлений деятельности. Знают ли люди, работающие в области креативных индустрий, о том, что у них есть возможность получить статус социального предприятия? Ведь именно эти направления решают общественно значимые проблемы: досуг, культурное развитие, помощь населению — все это очень важно для общества. И мы выступаем за то, чтобы эти сферы развивались», — говорит Ирина Абрамова.
Эксперт подчеркнула, что государством предусмотрены различные меры поддержки для социальных предпринимателей — в частности, грантовые конкурсы. Один из них предусматривает безвозвратные субсидии до 500 тысяч рублей для реализации социально-предпринимательских проектов — подать документы для участия в этом конкурсе можно до 16 ноября 2021 года в Госкомитет РБ по предпринимательству.
Поддержка на высшем уровне
Поддержка креативных индустрий начинается и на федеральном уровне — в частности, в сентябре было опубликовано постановление правительства РФ об утверждении «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Ее реализацией займется министерство культуры РФ, будут подключены и региональные министерства.
Также был создан Президентский фонд культурных инициатив. Особенностью конкурса президентских грантов на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий, который фонд завершил в конце сентября, стал широкий список участников — подать заявку могли не только государственные, муниципальные и некоммерческие организации, но и частный бизнес — в том числе и социальные предприниматели. Общая сумма грантов, распреленных между победителями, составила 3,5 млрд рублей.
По словам первого заместителя министра культуры РБ Натальи Лапшиной, в следующем году бюджет федерального конкурса планируется удвоить: это говорит о том, что государство очень заинтересовано в поддержке культурного сектора. В то же время, подчеркивает представитель министерства, создание частных театров, музеев и библиотек — это долгосрочные инвестиции, которые не приносят мгновенного коммерческого эффекта. Однако такие проекты выполняют важную миссию в обществе — и, соответственно, могут войти в реестр социальных предпринимателей и рассчитывать на преференции и государственную поддержку.
«Сиюминутной отдачи от этой сферы ждать не получится. Это одна из причин, почему у нас не много социальных предпринимателей в культуре, ведь сколько нужно вложений, чтобы создать частный театр, не говоря уже о том, что в него нужно вложить всю душу. Несколько лет подряд наше министерство выделяет гранты для социально-культурных проектов. В конкурсе могут принять участие в том числе и социальные предприниматели. Ежегодно мы выделяем средства победителям, стараемся тесно с ними сотрудничать. Грантовая поддержка лежит на поверхности, ею нужно пользоваться», — говорит Наталья Лапшина.
По мнению заместителя руководителя Фонда содействия гражданскому обществу РБ Романа Низамутдинова, некоммерческие проекты, отмеченные грантами, могут в перспективе вырасти в успешные субъекты социального предпринимательства, в том числе и в сфере культуры.
«Любое НКО в процессе своей деятельности может трансформироваться либо в социального предпринимателя, либо параллельно создать ИП или ООО для реализации своих проектов. Дело в том, что различные виды господдержки приходят от разных источников и для разных направлений. Есть культурные проекты, которые могут стать коммерческими. Любой грант, полученный на свой проект, — это своего рода стартап, после реализации которого можно приступать к работе по самоокупаемости. Не скажу, что в сфере культуры есть пустые ниши, но хочу отметить, что нам не хватает креативных идей. Можно трансформировать старые проекты, актуализировать их ко времени, месту и аудитории. В основном в сфере культуры в грантовых конкурсах участвуют фестивали, концерты, есть много проектов, связанных с издательством литературы или созданием мобильных приложений. Потенциал в этой сфере большой, и теперь нужно работать над качеством этих проектов», — говорит Роман Низамутдинов.
Как получить господдержку
Самим социальным предпринимателям эксперты рекомендуют объединяться и создавать коллаборации для реализации проектов и участия в конкурсах. По словам президента Ассоциации специалистов в сфере гражданских и социальных инициатив «Статус», эксперта грантовых конкурсов Жанны Котовой, такое взаимодействие открывает новые возможности и самим социальным предпринимателям, и муниципальным учреждениям. Котова порекомендовала активно отслеживать грантовые программы, обратить внимание не только на конкурсы Президентского фонда культурных инициатив, но и на проекты Росмолодежи, а также на республиканские проекты — например, на конкурс для социальных предпринимателей, который в настоящее время проводит госкомитет РБ по предпринимательству. Не менее важно внимательно читать положения и условия, чтобы правильно составить заявку: это значительно повышает шансы на получение гранта, советует эксперт.
«Если вы участвуете впервые и никогда не получали подобных субсидий, я бы рекомендовала подавать заявку на сумму до 500 тыс. рублей: небольшой грант на небольшой срок, чтобы можно было попробовать свои силы. Если ваш проект — межрегионального масштаба и включает в себя множество событий, — здесь уже важно партнерство, письма поддержки, объединение ресурсов. Зайдите на сайт Фонда президентских грантов и посмотрите, кто подавал заявки, какие проекты сейчас востребованы. Сейчас наблюдается дефицит хороших идей, хотя для предпринимателей есть очень много ресурсов», — резюмировала Жанна Котова.
Креативный бизнес объединяется в арт-резиденциях
В российских регионах уже есть примеры эффективной коллаборации креативных индустрий. Так, в Сургуте с недавнего времени при поддержке местных властей действует арт-резиденция, которая за короткий срок уже показала положительные результаты. Как сообщила руководитель проекта Ольга Сидорова, за полгода резиденты привлекли на реализацию своих идей порядка 12 млн рублей, провели 47 мероприятий, аудитория которых превысила 8 тыс. человек. Такие резиденции могут быть эффективны и в других регионах, уверена Сидорова. При этом в Ханты-Мансийском автономном округе принят региональный закон о развитии креативных индустрий — он выделяет 13 направлений, которые определяют принадлежность к этой сфере, и регламентирует меры поддержки, оказываемые на местном уровне.
«Для того чтобы развивать креативную экономику, нужно понимать разницу между творчеством и креативом. Креативные индустрии — это исключительно те виды деятельности, которые подразумевают создание добавочной стоимости и появление новых рабочих мест», — подчеркнула Ольга Сидорова.
Социальное предпринимательство в сфере искусства и творчества имеет большой потенциал для роста, уверена первый заместитель министра культуры РБ Наталья Лапшина. По ее оценке, доля таких предприятий в российской экономике на сегодняшний день составляет лишь порядка 3% ВВП. В среднем в мире этот показатель равен 6%, в наиболее развитых странах доля креативных индустрий может достигать и 10%. Поэтому господдержка социального предпринимательства в этой сфере — важный шаг на пути к развитию экономики и консолидации общества.
Круглый стол «Развитие проектов социальных предпринимателей в области культуры, креативных индустрий. Вызовы и возможности» состоялся в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской деятельности». Организаторами выступили АНО «Агентство РБ по предпринимательству», Центр «Мой бизнес» и Центр инноваций социальной сферы РБ при поддержке Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и Министерства культуры Республики Башкортостан. Оператор мероприятия — медиахолдинг РБК Уфа.