Башкортостан, 26 мая 2016, 12:15

Покупателей мест на кладбищах Уфы назвали «обманутыми дольщиками»

Это лишь одно из нарушений в сфере, где 60% оборота шло мимо кассы
Читать в полной версии
Фото: Reuters

Управление Федеральной антимонопольной службы по Башкирии провело круглый стол по проблемам развития конкуренции в сфере ритуальных услуг. Необходимость в этом объяснили тенденцией к монополизации рынка и потоком жалоб (напомним, две недели назад прокуратура внесла представление мэру Уфы по поводу того, что город незаконно отказывает гражданам в ряде бесплатных ритуальных услуг).

По оценке замруководителя УФАС Ангелины Шакирьяновой, основная проблема заключается в том, что муниципальные учреждения (в Уфе это комбинат спецобслуживания) имеют преимущества перед коммерческими: например, контролируют кладбища. Власти Уфы передали слишком много своих функций МУПу, что является прямым нарушением. Схожие проблемы обнаружены в Стерлитамаке, Кумертау, Нефтекамске, Туймазах.

Попутно были озвучены и другие проблемы, в том числе печально известная проблема продажи оперативной информации о смерти со стороны «скорой помощи» и органов полиции. Ангелина Шакирьянова сообщила, что это будет прямо запрещено новым законом о похоронном деле, который пока проходит экспертизу в правительстве России. По оценке другой участницы заседания – главбуха МБУ КСО Уфы Эльмиры Зайнуллиной, – стоимость такой информации, покупаемой коммерческими конторами, достигла в Уфе 10 тыс. рублей за одного умершего. По сообщениям СМИ, в Москве расценки колеблются в пределах 15 – 20 тыс., уфимские цифры ранее озвучивались более скромные (в октябре прошлого года – «от 3 тыс. рублей»).

Одной из экстравагантных проблем оказалась ситуация с покупкой участков захоронений. Представитель ФАС напомнила, что участки город выделяет бесплатно, и навязывание коммерческой услуги является незаконным. «В Уфе начали появляться частные кладбища... На самом деле, действующий закон не предполагает такого вида услуг», – отметила Ангелина Шакирьянова.

Речь, по всей видимости, шла о «вип-секторе» на Северном кладбище, созданном пять лет назад. Проект создавался городскими властями, выделившими участок на 600 могил, и ассоциацией предприятий ритуальных услуг с привлечением средств частных инвесторов (в прессе называлась цифра в 3 млн рублей). Сообщалось, что на секторе можно покупать участки под семейные захоронения. Юридически это оформлялось не как покупка земли, а как плата «за подготовку участка». Как выразился нынешний представитель ассоциации «Башритуал» Ринат Саитягафаров, «ситуация с людьми, купившими эти участки, схожа с ситуацией обманутых дольщиков». Сейчас власти Уфы и ритуальный бизнес выясняют между собой тонкости понятия «родовое захоронение», однако горсоветом уже озвучено, что участок не может быть передан без документов о смерти (то есть для будущей могилы еще живому человеку).

Муниципальный комбинат спецобслуживания Уфы отчитался о мерах, которые принимаются для того, «чтобы не повторить ситуацию на Хованском кладбище Москвы» (напомним, там произошла массовая потасовка с погибшими и ранеными). В прошлом году в КСО сменилось руководство, город провел ревизию, по итогом которой уволено 17 руководящих работников и специалистов, также комбинат избавился от «деклассированного элемента и мигрантов». По словам Эльмиры Зайнуллиной, в 2014 году через кассу проходило лишь 30% получаемого комбинатом и его сотрудниками дохода, в 2015-м – 66%, сейчас же, по словам главбуха, «установлен жесткий фискальный режим и кассовая дисциплина». Цена на погребение установлена в размере 5850 рублей. По данным КСО, ежегодно в Уфе хоронят около 9,5 тыс. человек.
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства